Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1901. Рапорт И.Ф. Анненского Попечителю СПб Учебного округа

 

Его Превосходительству Господину Попечителю 
Санкт-Петербургского Учебного округа


Директор Императорской
Николаевской Царскосельской
гимназии
Анненский

РАПОРТ1

Предложением от 15 сего октября за №13768 Ваше Превосходительство изволило указать мне на недонесение о непорядках во вверенной мне Гимназии, установленных расследованием Окружного Инспектора Действительного Статского Советника Муромцева.

Ввиду того, что лицом, проводившим расследование, не было снято с меня никакого письменного показания, я в защиту и ограждение своей служебной репутации, считаю долгом почтительнейше просить Ваше Превосходительство о дозволении представить по делу о бывшем преподавателе гимназии, французском гражданине Блэ, нижеследующее объяснение.

  1. Никакого участия в представлении и выборе г. Блэ на должность преподавателя французского языка я не принимал, находясь в отпуску. который был разрешен мне высшим начальством по 16 сентября сего года. Г.Блэ был представлен моим заместителем, инспектором гимназии Травчетовым, по рекомендации г. Окружного Инспектора дсс Мохначева2, как об этом упомянуто было г. Травчетовым и в представлении, сделанном в округ.
  2. По отношению к вопросу о научной подготовленности г. Блэ к временному занятию должности преподавателя во вверенной мне гимназии, имею честь объяснить, что документы его были на рассмотрении Управления С.-Петербургского Учебного округа, из бесед же моих с г. Блэ, в которых я старался проверить его знания и развитие, я вынес впечатление, что он говорит по французски хорошо, без акцента и провинциализмов, и имеет некоторую, хотя правда и небольшую, литературную начитанность. Ввиду того, что г. Блэ был допущен к исправлению учительских обязанностей лишь временно, а также ввиду большой трудности приискать удовлетворительного учителя французского языка, я, со своей стороны, считал его научную подготовленность достаточной.
  3. Относительно определения способности данного лица к педагогической деятельности, я всегда во время моего одиннадцатилетнего директорства, был очень осторожен. В период с 16 сентября по 13 октября (день увольнения г. Блэ), я посещал его уроки, следил из коридора за тем, как сидят у него ученики, и неоднократно беседовал с ним о его уроках и учениках, давая ему советы, разъяснения и указания, например относительно порядка спрашивания и рассаживания учеников, а также о занятиях при открытых дверях. Г. Блэ казался мне раздражительным и недостаточно тактичным, но в столько короткий срок, как четыре недели, я все же не считал себя вправе высказать бесповоротного суждения о том, что может ли из г. Блэ выработаться удовлетворительный преподаватель. Впрочем, по некоторым данным, а особенно по обнаруженным г. Блэ энергии и отношению к делу, а также потому, что ученики в общем его любили, я думал, что мне бы удалось исправить его и сделать сносным преподавателем, о чём я и заявил ревизующему инспектору Учебного округа. Что касается недонесения Вашему Превосходительству о случаях предосудительного обращения г. Блэ с воспитанниками, то я имею честь доложить, что ни одной жалобы со стороны родителей по этому поводу. ни устной, ни письменной, ни открытой, ни анонимной, я не получал и никакого возбуждения среди учеников против г. Блэ ни лично, ни через подведомственных мне лиц я не наблюдал. Сверх того, относительно случая с воспитанником Неверовым, имевшего место 9 октября, я, без малейшего промедления, поручил инспектору классов совместно с классным наставником IV класса провести надлежащее расследование. Расследование это было прервано ревизией, назначенной Вашим Превосходительством, и результаты его, помимо меня. были предоставлены означенными лицами Действительному Статскому Советнику Муромцеву, так что моё донесение, совершенно независимо от меня, явилось бы не только несвоевременным, но и излишним. К сему считаю долгом присовокупить, что как начальник учебного заведения, я являюсь совершенно беспомощным относительно таких жалоб, которые до меня не доходят, и содержание которых мне не известно.

г. Царское Село, октября 18 дня 1901 г.
№ 911

Директор Императорской Николаевской
Царскосельской гимназии И.Анненский

 

Принятый на место А. Блэ г. Лера и его коллега Е.И. Борсениус, отработав до конца 1901 года, в начале следующего увольняются. Так, в самом начале 1902/1903 учебного года в гимназии возникла критическая ситуация с преподаванием французского языка. В архиве гимназии отложился документ, в котором директор И.Ф. Анненский сообщает Управляющему Учебным округом об этом: "преподаватели французского языка вверенной мне гимназии г. Лера и г. Борхсениус заявили мне, что они не могут продолжить преподавание во вверенной мне гимназии, вследствие получения уроков по означенному предмету в С.-Петербургских учебных заведениях.." Далее Анненский констатирует, что преподавать французский язык в гимназии более некому.

 

OCR Бровкина Т.Ю., зав.Музем Николаевской гимназии. Публикуется впервые

 

Источники и комментарии:

  1. ЦГИА СПб. Ф.139., Оп.1, Д. 9143. 1901. ЛЛ.82-83
  2. Александр Дмитриевич Мохначев (1840-1912) – педагог и административный деятель, действительный статский советник, окружной инспектор. Петербургского учебного округа. Его служебный путь в кратком изложении (согласно одному из формулярных списков, сохранившихся в архиве: ЦГИА. Ф. 139. Оп. 1. № 16936. Л. 60-77) выглядит так. Сын канцеляриста, окончил в 1864 г. историко-филологический факультет С.-Петербургского университета, в том же году определен на службу младшим учителем русской словесности в Архангельскую губернскую гимназию. С февраля 1870 г. перемещен преподавателем в 3-ю С.-Петербургскую гимназию, 7 марта 1886 г. назначен инспектором С.-Петербургского учебного округа, служил в этой должности более 25 лет. (annensky.lib.ru)
  3. ЦГИА СПб. Ф.139., Оп.1, Д. 9431. 1902. Л.90
Рейтинг: 0 Голосов: 0 405 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!