Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Выпускные акты

 

По окончании учебного года и выпускных экзаменов, называвшихся в то время "окончательным испытанием", в гимназии проводился публичный годичный акт, на котором читался доклад о состоянии и деятельности гимназии, объявлялись имена учеников, удостоенных перевода в высшие классы. Успешно окончившим курс Императорской Николаевской Царскосельской гимназии выдавался Аттестат зрелости, сдавшим экзамены экстерном выдавались Свитедельства.

 

Аттестат (свидетельство) зрелости

 

Точные названия и формы составления этих документов были приведены в приложении № 4 к "Правилам". 

 

 

На аттестате гимназиста Николаевской гимназии гордо красовались атрибуты Императорской власти — на лицевой стороне двуглавый орёл и название Императорская, а на обратной стороне ставился оттиск печати с тем же двуглавым орлом.

 

Правовой статус аттестата зрелости и свидетельства был одинаковым — они давали право на зачисление абитуриента на любой факультет любого университета того учебного округа, в гимназии которого получен аттестат, без вступительных экзаменов, а также преимущества по гражданской и военной службе. Аттестат (свидетельство) за курс российской гимназии признавался европейскими учебными заведениями.

Первые три подписи на аттестате принадлежали главным лицам в гимназии: директору, инспектору и законоучителю, то есть руководителю гимназии, и отвественным за образовательный и воспитательный процессы в гимназии. И аттестат зрелости, и свидетельство заверялись подписями членов Педагогического совета. Заполнял аттестат секретарь Учебного Совета гимназии. 

Известные номера аттестатов гимназистов:

 

В 1905 году последний экзамен прошел в гимназии 27 мая, 28 мая Пед.совет собирался по результатам итоговых испытаний, а уже на следующий день - 29 мая, каждый желающий мог получить свой аттестат в канцелрияя гимназии после 12 часов.

15 марта 1918 года состоялся очередной выпуск в бывшей Императорской Николаевской царскосельской гимназии, которая теперь носила новое название – Царскосельская мужская гимназия. Это был последний выпуск гимназистов, в аттестатах которых осталось подлинное имя этого города и слово гимназия. На аттестатах её последующих выпускников стояло новое имя: Первая Детскосельская Трудовая школа I и II ступени.

 

Медаль "Преуспевающему"

 

"Отличнейшие из окончивших курс гимназии" награждались золотыми или серебряными медалями "Преуспевающему".

История школьных медалей в России начинается в 1828 году с принятием "Устава гимназий и училищ уездных и приходских".

В 1835 году Император Николай Первый «Высочайше утвердил» медаль «За успехи в науках» для мужских гимназий, лицевая сторона которой была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась «Стоящая Минерва», в левой поднятой руке держащая светильник, а в правой — лавровый венок. У ног ее — сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись — «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ». 

 

 

Серебряная медаль "Преуспевающему", Такой тип вручался до 1880-х годов.

 

То есть гимназическое образование в России не считалось достаточным, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за окончание университета.

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов — большая из серебра, и малая из золота и без серьезных изменений просуществовали до 1917 года.

Любопытно отметить, что золотая медаль "Преуспевающему", выдываемая отличившимся гимназистам по окончании гимназии, была золотой в буквальном смысле этого слова- ее проба была 990, то есть, это был практически слиток золота. Многие неимущие гимназисты, закладывали эти медали для возможности продолжения образования в университете. Так, известно, что в 1913 году один из братьев Оцупов- Николай,  "после окончания курса в Царскосельской гимназии, «заложив за тридцать три рубля золотую медаль» уезжает в Париж ..".

 

  

Золотая юбилейная медаль "Преуспевающему", выпущенная в честь 300-летия Дома Романовых. Золото, вес — 25,7 гр., диаметр - 32 мм.

 

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

Выдавали медали исключительно по успехам, невзирая на статус, даже детям государственных преступников. 29 сентября 1849 года генерал-адъютант граф Орлов подал доклад о разрешении вручить сыну ссыльного Михаилу Волконскому золотую медаль и аттестат с правом вступления в гражданскую службу.

Похожая история позже произошла в Симбирске. Сын инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Ульянова Владимир после казни старшего брата Александра, тоже медалиста, получил золотую медаль с единственной «четверкой» по логике из рук директора Симбирской гимназии Федора Керенского, сын которого Александр позже тоже был удостоен медали, но уже не в Симбирске, а в Ташкенте, куда перевели отца.3

Весь выпускной год гимназисты VIII класса носили на форме выпускные значки (жетоны). Часто такой значок выпускники дарили своему классному наставнику.

 

 

Выпускные торжественные акты

 

В первых числах июня (редко — июля) в Актовом зале Императорской Николаевской Царскосельской гимназии проходил Торжественный акт для выпускников. После благодарственного молебствия с напутственной речью выступал директор гимназии. Особо отличившиеся ученики получали золотые и серебряные медали и награды из рук Великого князя Владимира Александровича, по традиции присутствовавшего на гимназических торжествах. 

 

 

Торжественный акт 1882 года6

По соображении результатов письменных и устных испытаний, педагогический совет 27 мая 1882 года постановил: удостоить 6-х учеников VIII класса аттестатов зрелости, причем, за очень xopoшие успехи в науках, особенно, математических, наградить Виленкина и Клембровского серебряными медалями.


Аттестаты зрелости вручены окончившим испытание 3 июня 1882 года, после литургии и благодарственного молебна. в присутствии г. управляющего Царским Селом генерал-адъютанта К. Г. Ребиндера, членов педагогического совета и всех учеников гимназии, родителей и многих граждан г. Царского Села.

 

 

 

При этом директор И.И. Пискарев, по прочтении отчета об испытаниях, обратился к окончившим курс учения со следующими приветственными и напутственными словами:

«Поздравляю вас, гг., с окончанием гимназического курса. От лица педагогического совета нашей гимназии желаю вам, каждому на выбранном им поприще, благотворного успеха. Чем достигаются такие успехи, теперь вы видите на себе самих. Как всякий успех в добром и полезном деле, yспех ваш в науках, с которым мы вас теперь приветствуем, есть плод труда. Труд, гг., есть сила, создающая благополучие человеческих обществ. Кто трудится, тот идет вперед, преуспевает, и преуспеянием своим водворяет вокруг себя довольство и благосостояние, которыми счастливит не себя только и своих, но и ту среду, в которой живет. Труд возвышает и нравственную природу человека, облагораживая стремление его и сообщая деятельным силам его направление к добру и пользе. Не переставайте же, гг., трудиться на избранных вами поприщах, трудиться не на словах, а на деле, трудясь же, не поддавайтесь самомнению, и Господь благословит труды ваши сторично-плодотворными успехами. Еще раз приветствую вас, радуюсь вашею радостью и напутствую вас самыми искренними пожеланиями».

После директора обратился к воспитанникам с прощальными словами управлявший городом Царским Селом генерал-адъютант К. Г. Ребиндер, призванный Высочайшим доверием к другому посту. Константин Григорьевич, выразив горячее сочувствие свое к целям гимназии, чувством уважения к педагогической коллегии ее и одобрению похвальному поведению воспитанников, заключил свои слова пожеланием педагогическому совету долголетних сил на поприще образования, а воспитанникам расти и крепнуть в любви к Отечеству, в преданности престолу и в преуспеянии в науках во славу Божьему, родителям на утешение, церкви и обществу на пользу.

 

Торжественный акт 1897 года4

 

В 1897 году результаты испытаний, как письменных, так и устных выражены в постановлении педагогического совета, которыми определено: Из посторонних молодых людей, подвергавшихся испытанию зрелости, один после первых экзаменов отказался от продолжения испытания вследствие постигшей его болезни, а остальные довели испытания благополучно до конца.

Всех выпускников VIII класса 1897 года удостоить аттестатов зрелости. Из них удостоить 5 — золотыми медалями, 3 — серебряными медалями. Посторонним обоим выдать свидетельства в знании гимназического курса.

Аттестаты зрелости вручены окончившим курс гимназического учения 1 июня после благодарственного молебствия в присутствии педагогического совета и учеников гимназии, а также многих из граждан Царского Села.

 

 

 

При этом директор И.Ф. Анненский сказал окончившим курс ученья следующие приветственные и напутственныя слова.

После речи И.Ф. Анненского бывший воспитанник VIII класса Иван Манасеин обратился к И.Ф. и в теплых, сердечныхъ выражениях благодарил от лица всех товарищей „за то вполне отеческое отношение к ним, воспоминание о котором они сохранят на всю жизнь."

Бывший воспитанник Якимович также от имени товарищей поблагодарил любимого инспектора И. И.Фомилианта, служащего в гимназии почти со дня её основания. В слове своем Якимович в особенности отметил ту милую черту добродушия инспектора, которая при массовых возбуждениях, неизбежных в школьной жизни, часто по поводу ничтожных причин, в особенности среди пансионеров, действовала на молодежь в высшей степени умиротворяющим образом.

Задушевное слово от имени всех кончивших курс было произнесено бывшими воспитанником Гулькевичем классному наставнику восьмого класса В. Г. Панову.

Преподаватель математики и физики г. Панов, высказал, что, как классный наставник, постоянно, в силу своей обязанности живший одною с ними жизнью, он невольно сроднился с ними и сохранили об них самые отрадные воспоминанья; для большинства Царское Село — родина, но и приехавшие сюда только для гимназии никогда не забудут нашего чудного провинщального уголка, где вдали от сутолоки и шума столицы, среди роскошной растительности, в мирной тишине было привольно и отрадно проводить школьную жизнь. Прощаясь с вами, заключил г. Панов, я думаю, что каждый из вас, вспоминая с любовью наш мирный провинщальный уголок, не раз повторит чудные слова великого поэта:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело.
Все те же мы: нам целый мир — чужбина.
Отечество нами — Царское Село.

 

Вслед за этими директор закончил праздник следующим обращением: „Я должен сказать вам, друзья мои, что все мы, наставники ваши, очень тронуты тем прекрасным даром, который вы пожертвовали на гимназическую церковь — иконою, написанной отцом одного из вас, талантливыми профессором М. Н. Васильевым. Да послужит прощальный дар ваш источником того светлого и возвышенного настроения, в котором вы покидаете эти стены и вступаете в новую жизнь".

Пение национального гимна перед портретом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, повторенное трижды, сопровождалась таким восторженным, искренним "ура", какое может только вырваться из переполненной радостью груди у людей счастливых, а в этой обстановке, судя по одушевленным лицам гимназистов, присутствовавших, все были счастливы.

 

Торжественный акт 1899 года5:

 

Все выпускники VIII класса 1899 года удостоились аттестатов зрелости и из них удостоились 3 — золотыми медалями и 2 — серебряными медалями, и кроме того троих наградили книгами "Путешествие ЕИВ Наследника Цесаревича на Восток". Посторонним четырем выдали свидетельства в знании гимназического курса, из них двоим с древними языками, а двоим без оных.

Аттестаты зрелости вручены окончившим курс гимназического учения 2-го июля после благодарственного молебна, в присутствии г. управляющего учебным округом Л. И. Лаврентьева, всего педагогического совета, учеников гимназии, а также многих из граждан Царского Села.

При этом директор гимназии И.Ф. Анненский сказал выпускникам 1899 года  приветственные и напутственные слова

После речи И.Ф. Анненского бывший воспитанник VIII класса Алфимов Платон обратился к И.Ф. и в чрезвычайно теплых и сердечных выражениях благодарил от лица всех товарищей за его постоянное отеческое отношение к ним, воспоминание о котором они сохранят на всю жизнь. Речь его касалась также художественной стороны классического образования.

Бывший воспитанник Кролюницкий Юрий от имени товарищей - пансионеров благодарил любимого инспектора И.И. Фомилианта, служащего в гимназии почти со дня её основания. В своем слове Кролюницкий особенно указал на ту доброжелательность, с которою И. И. Фомильант относился к воспитанникам, особенно пансионерам, принимая близко к сердцу все их нужды и помогая им добрым советом.

Затем про­изнес речь помощники Попечителя Учебного Округа Л.И. Лаврентьев.

По окончании торжества гимназический хор перед портретом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА пропел национальный гимн, повторенный дважды, при чем пение сопровождалось таким восторженным, искренним, ура“, какое может только вырваться из переполненной радостью груди у людей вполне счастливых. 

 

 

После официальной торжественной части следовал традиционный обед воспитанников, на который приглашался и преподавательский состав. Обед обычно организовывали в одном из ресторанов Царского Села. По предложению И.Ф. Анненского этот обед стал устраиваться не в ресторане, а в здании гимназии. 

Началась эта традиция с выпуска 1899 года, в  котором гимназию закончил его сын Валентин. По мнению Анненского было жаль ознаменование такого важного в жизни  момента опошлять и даже загрязнять трактирной обстановкой. Благодаря пансиону, предполагавшему в штате гимназии поваров, сервировки и умелых служителей, организовать это было довольно легко. Порядок этот продержался, несколько лет. После  событий 1905 года, последовавшими карательными мерами и отставкой Анненского, естественно, прекратился.

 

Торржественный акт 1900 года

 

2 июня 1900 года в актовом зале гимназии состоялся торжественный акт выпуска VIII класса, на котором, после благодарственного молебна и напутственной речи директора Иннокентия Анненского, ученикам были розданы аттестаты зрелости. Особо отличившиеся ученики, по традиции, получили  золотые медали и награды из рук Великого князя Владимира Александровича.

На торжественном мероприятии к выпускникам обратился преподаватель этого класса Степан Осипович Цыбульский. Его речь “К моим бывшим ученикам..” была издана в следующем, 1901 году, и один ее экземпляр хранится в фондах РНБ.

 

  

 

В день выпуска существовала традиция обмениваться со своими друзьями-одноклассниками фотографиями сделанными в этот день или за несколько дней до него. Такие фотографии часто сопровождали трогательные надписи, характеризующие отношения гимназистов друг к другу:

  1. “На добрую память товарищу...”
  2. "На добрую память милому… от товарищей”
  3. "... на добрую память от его приятеля ...”
  4. "Приятелю ... и тенору по классу от постоянного почитателя тонкого голоса”.

 

На части фотографий можно встретить имя гимназиста и подпись инспектора, директора или классного наставника выпуска.

 

Торжественный акт 1915 года

"Акт в Николаевской гимназии.

Во вторник, 8 сентября, в Николаевской гимназии, после торжественного богослужения, совершенного по случаю дня храмового праздника, состоялся обычный акт. Aкт начался молитвою: „Днесь Благодать Святого Духа нас собра”, пропетой учениками гимназии.после которой секретарь педагогического совета А. М. Малоземов прочел отчет за истекший учебный год.  Николаевская гимназия переживает 45-летнюю годовщину своего существования и производит XL выпуск учеников. Общее количество учеников в настоящее время равняется 394. По сравнению с предыдущим  годом, численность увеличилась на 20 человек. За истекший учебный год удостоены перевода в следующие классы 326 учеников, что составляет 87%, оставлено на повторительный курс в разных классах 86, т. е. 10% и 3% выбыло из гимназии. Принято вновь в разные классы 77 человек, из класса  в класс с наградой первой степени перешло 18 учеников, с наградою второй степени — 35 учеников… Далее секретарь огласил сведения о деятельности Общества вспомоществования недостаточным ученикам гимназии, о переменах, произошедших в педагогическом составе, и некоторых внешних улучшений, произошедших в гимназии. Было упомянуто также о разнообразных проявлениях помощи воинам и их семьям, как со стороны начальствующих и учащих, так и учащихся и их родителей. Краткую, но задушевную речь произнес директор гимназии К.А. Иванов. Обратившись к “юным триумфаторам”, он поздравил их с победой, пожелал дальнейшего преуспеяния в полезных трудах. Поблагодарив затем родителей за их участие в облегчении сложных задач воспитания, и всех присутствовавших, почтивших скромное торжество, директор предложил пропеть гимн, таковым и закончился акт".7

 

Торжественный акт 1916 года

Это был последний традиционный выпускной торжественный Акт в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. В марте 1917 года, после отречения Николая II, от названии гимназии отпадет сначала титул Императорской, затем Николаевской. Она будет именоваться в 1917 году Царскосельской мужской гимназией №1. А еще через год произойдет революция и реформа всего среднего образования в России. Тем важнее для нас вчитаться в строки "Царскосельского Дела", которые рассказывают нам об этом символическом событии:

"Акт Николаевской гимназии.

В Четверг 8 Сентября Императорская Николаевская гимназия праздновала торжественным актом годовщину своего основания. После обедни и молебна присутствующие заполнили уютный актовый зал. Хором учеников была исполнена молитва “Днесь Благодать Святаго Духа нас собра” после чего директор предложил прослушать краткий отчет за год, который был прочитан секретарем Педагогического совета А. М. Малоземовым. Сообщив об изменениях в составе педагогов, Секретарь сообщил об участии, которое приняла гимназия в великой войне. Летом текущего года была организована рабочая дружина из учеников гимназии, работавшая под руководством учителя В. М. Климочкина, в одном имении. труды дружины на полевых работах были по достоинству оценены, и дружине была назначена плата, которая, будучи сложена с остатками ассигнованной на поездку суммы, оказалась достаточной для учреждения при гимназии стипендии имени рабочей дружины. Кроме работ дружины учениками гамназии возделывался под Царским Селом огород, где давались все необходимые сведения о культуре домашних овощей. Кружечный сбор школьного фонда, в котором участвовали ученики гимназии дал 943 руб. Некоторые ученики, работали в Екатерининском  Дворце на складе Государыни Императрицы Александры Феодоровны, были Высочайше награждены установленными жетонами. А один ученик старшего класса, находясь в качестве разведчика на фронте получил Георгиевскую медаль. Далее была кратко обрисована деятельность педагогического совета. За истекший учебный год было устроено с учениками разных классов около 10 больших образовательных экскурсий и большее количество малых… Выпуск состоял из 28 человек, из которых трое получили золотые медали и 11  серебряных. В настоящее время в гимназии числится 414 человек. После отчета были розданы награды: 12 первой ст. и 40 второй. На наградных листах напечатаны незабвенные слова Государя Императора, сказанные им в Зимнем Дворце при объявлении войны. Вместо книг в этом году в качестве первых наград будут выданы бронзовые медали. После раздачи наград Директор К. А. Иванов обратился к присутствующим с краткой речью, сказанной очень просто, в которой между прочим указал на нежелательность поощрения некоторыми родителями систематических пропусков уроков учениками, что наблюдалось в прошедшем учебном году. Торжество было закончено народным гимном, покрытым “Ура” присутствовавших!."8

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии. Сведения публикуются впервые

 

Источники:

  1. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
  2. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100с.
  3. Скляров Александр Григорьевич. Школьные медали: Российская империя. СССР. Российская федерация. Воронеж, 2002
  4. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1896-1897 уч. год. СПб., 1897. С. 17-29 
  5. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1898-1899 уч. год. СПб., 1899. С. 21-28 
  6. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1881-1882 уч. год. СПб.: Тип. Демакова, 1882. С.18-19
  7. “Царскосельское дело” №37, пятница, 11 сентября 1915 года
  8. “Царскосельское дело” №37, пятница, 16 сентября 1916 года

 

вернуться на главную статью о гимназии

вернуться на статью "Система обучения"

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2748 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!