Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельский Императорский Лицей

 

Создание Лицея — детища «дней Александровых прекрасного начала» — относится к началу царствования Александра I и находится в тесной связи с планами преобразования Российского государства. Это было время надежд и ожиданий, время грандиозных проектов и планов переустройства России. Исторический опыт показал, что коренные реформы, связанные с государственным преобразованием, неизменно влекли за собой перестройку школы. Так было и в начале царствования императора Александра I, когда работа «над реформой безобразного Здания государственной администрации» требовала ЛЮдей грамотных, университетски образованных.

Были открыты открыты новые университеты, гимназии, училища; сложилась стройная система образовательных учреждений. Система открывшихся учебных заведений в первые годы не принесла ожидаемых результатов. Менее других воспользовались новыми способами получения образования дворяне. Наука не считалась престижным делом: дворянин должен быть на военной службе или в крайнем случае на гражданско-административной. Не доверяя русским природным учителям, дворянство не отдавало своих детей ни в гимназии, ни в университеты еще и потому, что они были открыты для представителей разных сословий.

Столбовое дворянство не считало возможным сажать своих детей на одну скамью с детьми мелких чиновников, разночинцев. Кроме того, новооткрытые учебные заведения были весьма далеки от совершенства и подчас очень неблагоустроенны. Материально обеспеченное дворянство предпочитало домашнее воспитание при содействии иностранных гувернеров, нередко людей сомнительной нравственности и еще более сомнительных знаний. Большинство из них едва знало грамоту, и в лучшем случае вся их деятельность ограничивалась обучением чтению и письму. «Проходили годы, и отцы удивлялись, что дети ничему не выучились, кроме шалостей и дурных поступков; тогда для исправления недостатков и пополнения образования отдавали детей в пансионы, содержавшиеся теми же иностранцами и бывшими еще пагубнее, чем домашние гувернеры».


Цели создания Лицея

Последовавшие в 1809 году два высочайших указа, выражавших намерение улучшить личный Состав правительственных учреждений, заставили дворян задуматься о серьезном образовании детей. И в то же время нужда в образованных чиновниках требовала создания особой школы, которая бы отвечала насущным нуждам современного общества России нужны были универсально подготовленные, государственные деятели. С.целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», и был создан Императорский Лицей.

Автор проекта Лицея — видный государственный деятель эпохи Александра I Михаил Михайлович Сперанский. Понять его проект можно только в связи с возникшими в 1800-е годы планами преобразования России, главным, двигателем которых и являлся Сперанский. Эти преобразования начались с первых дней царствования Александра I.

Появилась насущная потребность в новых, специально подготовленных людях. По мысли Сперанского, Лицей и должен был растить людей для утверждения этих планов, для работы в новой, преобразованной реформами России. Сперанский хотел, чтобы новая школа воспитала не рядовых чиновников, слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но людей, которые сами бы прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли намеченные идеи в жизнь. Они должны отличаться широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к отечеству и стремлением трудиться для его блага. Небольшое число воспитанников в Лицее должно было получить прекрасное образование и воспитание, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении страны.

Об особом месте Императорского Лицея среди других учебных заведений России говорилось в высочайше дарованной Лицею грамоте: «Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище; сюда позвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титул Императорского Лицея».

 

День рождения Лицея

12 августа 1810 года императором Александром I было утверждено подносимое министром народного просвещения графом А. К. Разумовским постановление о Лицее. На титульном листе постановления рукой императора начертано: «Быть по сему. Александр». Эта дата и стала датой рождения Лицея. Спустя четыре месяца, 11 января 1811 года, постановление было обнародовано. А празднуют День Лицея 19 октярбя, т.к. 19 октября 1811 года состоялосьторжественное открытие Лицея.

 

Название Лицея

Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем на окраине Афин у храма Аполлона.Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

 

Кого принимали

Кандидаты в учищиеся Лицея принимались по предварительному испытанию, то есть вступительным экзаменам, Принимали детей в возрасте от 10 до 12 лет. В первый прием предполагалось принять не менее 20 и не более 50 учащихся, в последующие годы количество принимаемых воспитанников зависело от состояния средств: обучение производилось за государственный счет. Длилось оно шесть лет. В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому.

Устав предписывал принимать в Лицей только отличных детей «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье».

Выпускники Лицея имели большие права И преимущества. В вависимости от успеваемости, они  поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. В первые годы существования Лицея ученики имели право выбора между гражданской и столь любимой дворянами военной службой.

Права, получаемые выпускниками Лицея, свидетельствуют о стремлении привлечь дворян к воспитанию детей в этом учебном заведении. Но основная причина этих привилегий объясняется следующим: перед выпускниками Лицея, получившими прекрасное образование и воспитание, должны были открываться широчайшие возможности применения знаний и способностей. Для молодого поколения дворянской России создавалась школа с истинно русским воспитанием, стремившаяся дать своим питомцам убеждение, что они должны жить, трудиться «для общей пользы», ставившая целью воспитать «истинных сынов Отечества».

Наиболее ярко образ выпускников Лицея был очерчен в знаменитой речина открытие Лицея 19 октября 1811 года адъюнкт-профессора нравственных и политических наук Александра Петровича Куницына. Речь Куницына — программная, она о будущем высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, каким должен быть государственный человек. Молодой профессор нарисовал портрет государственного человека, которого должен воспитать Лицей.

 Ученики Лицея

  1. Бреверн Иван Христофорович – 1832 – VI выпуск  (IX класс), тс., сенатор. Умер в 1886 г.
  2. Булгаков Пётр Иванович – 1829 – V вып.  (IX класс), камергер, дсс., директор Уфимского губернского попечительного тюремного комитета.Умер в СПб 1878 г.
  3. Бурмейстер Александр Адольфович – 1836 – VIII выпуск (XII класс), ка, департамент Военных поселений. Умер в СПб 1854 г.
  4. Бутягин Александр – 1836 – VIII выпуск  (XII класс). Умер заграницею в августе 1837 года
  5. Бухарин Николай Иванович – 1835 – VII выпуск (IX класс), Гофмейстер, в б Одесский градоначальник. Умер в 1897 г.
  6. Валь Богдан Карлович фон – 1841 — XI выпуск  (XII класс), подп. в отставке. Умер 1874 г
  7. Васильчиков Александр Михайлович – 1820 – выпускник  (офицер гвардии), служил в Лейб-гвардии Гренадерском полку
  8. Васьков Николай Иванович – 1823 – выпускник  (X класс), дсс в отставке, служил в МинЮсте.
  9. Векрот Филипп Филиппович – 1829 — года  V курс (XII класс), корректор Сенатской типографии
  10. Воейков Алексей Алексеевич – 1839 – выпуск X курс  (X класс), нс в отставке, состоял в департаменте МинЮста.
  11. Воейков Леонид Александрович – 1838 — года  IX курс (XIV класс), штабс-капитан в отставке, почётный мировой судья.Умер в 1886 г
  12. Волков Александр Павлович – 1832 – VI выпуск  (IX класс, серебряная медаль), тс., состоял в МВД. Умер 15 марта 1886 года
  13. Воронихин Александр Андреевич – 1823 – выпускник  (XII класс), лейтенант флота. Умер в 1835 году
  14. Врангель Василий Егорович (1816-1860, Царское Село), барон, окончил с золотой медалью (1835), юристконсул морского министерства, Дсс, чиновник по особым поручениям 
  15. Габерзанг Василий Иванович – 1838 — года  IX курс (XII класс), Сс в отставке, состоял при III-м отделении Собственной ЕИВ канцелярии
  16. Галицкий Пётр Павлович – 1838 – выпускник  IX курс (IX класс), Кузнецкий уездный предв. дворянства. Умер в 1867 г
  17. Гедеонов Пётр Фёдорович – 1841 — XI выпуск (X класса), послушник Сергиевского монастыря около СПб.
  18. Гернет Карл Густавович – 1838 – выпуск IX курс (XII класс), тс, чиновник ос. поручений при Мин-ве ИД и уделов. f 25 января 1892 г.
  19. Геслинг Николай Николаевич – 1826 — года выпускник IV курс (IX класс), сс. в отставке
  20. Гинтер Михаил Давыдович – 1838 – выпускник  IX курс (XIV класс), служил в Военном министерстве. f 1845 году
  21. Гирс Александр Карлович (1815-1880) - окончил с серебряной медалью (1835), дсс, работал в министерствах, член Правительственного Сената (1874-1880), знакомый А.С.Пушкина
  22. Гирс Николай Карлович
  23. Гнедич Алексей Петрович – 1820, ротмистр в отставке. Умер в Кременчуге в 1874 году
  24. Гнедич Николай Петрович – 1823 – выпускник  (X класс), тс в отставке, делопроизводитель канцелярии Министерства ИД
  25. Голицын Николай Михайлович- князь, выпуск X курс (IX класс), гофмейстер Двора ЕИВ, служил в МинЮсте, генерал-аудитор флота.
  26. Головнин Александр Васильевич
  27. Голубцов Степан Яковлевич – 1841 — XI выпуск (IX класс), ка, служил в департаменте Герольдии. Умер около 1860 г.
  28. Гольтгоер Константин Фёдорович – 1832 – VI выпуск (IX класс, серебряная медаль), сын директора Лицея, Гольтгоера Ф.Г.(?), сс., ст. пом. производителя дел канцелярии Статс-секретаря. Умер в СПб 4 января 1852 года.
  29. Гольтгоер Михаил Федорович
  30. Горчаков Александр Михайлович
  31. Гревениц Павел Федорович (Фридрихович) фон (1798-1847) — барон. (пушкинский выпуск, 1817, IX класс). Чиновник Коллегии иностранных дел, впоследствии дтс, ботаник-любитель, поэт дилетант
  32. Де-Бриньи Александр Егорович – 1838 — года вып.  IX курс (IX класс), Ндвс в отставке, был чиновником особых поручений при министре Государственных имуществ.
  33. Деволант Александр Францович – 1826 — года вып. Царскосельского лицея IV курс (офицер гвардии), полковник в отставке.
  34. Деларю Сергей — умер в 1824. Императорского Лицея воспитанник, 16 л., простуда.
  35. Дмитриевский Иван Дмитриевич – 1832 – VI выпуск  (IX класс), ндвс, служил в Азиатском дипартаменте. Умер 11 марта 1842 года
  36. Домбровский Александр Мартынович – 1835 – VII выпуск (IX класс), дсс, старший цензор при СПб почтамте. Умер 7 марта 1871 года
  37. Дубенский Павел Иванович (1802-1871) — золотая медаль (1820), дсс, камергер Двора ЕИВ
  38. Дунин-Барковский Василий Дмитриевич – 1836 – VIII выпуск (IX класс, серебряная медаль), Дсс в отставке, Могилёвский губернатр.Умер 20 октября 1892 года.
  39. Дунин-Барковский Пётр Дмитриевич – 1841 — XI выпуск (XIV класс), служил в канц. Киевского Военного округа. Умер в Киеве в конце 40-х годов
  40. Дунин-Барковский Яков Дмитриевич – 1836 – VIII выпуск (IX класс, большая золотая медаль), ндвс в отставке, Городнянский уездный предводитель дворянства. Умер в 1876 году.
  41. Еселев Николай Константинович. 1821—1836. Воспитанник Царскосельского лицея. Похоронен на Кузьминском кладбище
  42. Ефремов Василий Павлович – 1841 — XI выпуск (XII класс), дсс в отставке, был причислен к МНП.Умер в СПб 15 июля 1901 г.
  43. Жемчужников Александр Лукич – 1841 — XI выпуск  (IX класс, большая золотая медаль), нс в отставке, служил в Хоз. деп. МВД
  44. Жеребцов Семён Николаевич – 1823 – выпуск (офицер гвардии), полковник в отст., почётный мировой судья.
  45. Загряжский Василий Васильевич – 1820 – выпуск (IX класс, большая золотая медаль), служил в Правительствуещем Сенате
  46. Замятнин Дмитрий Николаевич – 1823 – выпуск (IX класс, серебряная медаль), дтс., член Гос. Совета, предс. Департамента Гражданских и Духовных дел, сенатор, министр Юстиции
  47. Засецкий Пётр Павлович – 1841 — XI выпуск  (XIV класса), ротмистр в отставке
  48. Ивановский Пётр Осипович — 1820 — вып. ЦС Лицея (офицер армии), служил в 1-м Карабинерском полку
  49. Изъединов Василий Львович – 1836 – VIII выпуск ЦС Лицея (XII класс), член Курского губ. по крест. делам присутствия Умер в Москве 30.08.1876 года
  50. Икскуль Александр Карлович (Александр Карлович) фон Гильденбрандт, (1805-1880), барон, 1826 г. вып. Царскосельский лицей IV курс (IX класс, серебряная медаль), тс., член Попечительского совета заведений общественного призрения в СПб и Попечитель Александровской больницы, переводчик канцелярии Гл. морского флота, попечитель Александровской больницы. Знакомый Пушкина по английскому клубу. Умер в СПб 21 апреля 1880 года
  51. Икскуль Борис Яковлевич фон – 1838 г. вып. ЦС Лицея IX курс (IX класс), Ландрат, президент Эстляндского экономического общества. Умер в Ревеле 19 ноября 1884 году.
  52. Икскуль Карл Петрович фон, барон, 1822 — выпускник Благородного пансиона в Ц.С. при Лицее (X класс), 1836 – VIII выпуск Царскосельского лицея (X класс), дсс в отставке, был чрезвычайным и полномочным послом в Риме. Умер в СПб 23 ноября 1894 года.
  53. Кайданов Александр Иванович (?-1840) – VII выпуск ЦС лицея (X класс), ттс в отставке, служил в канцелярии комитета министров.
  54. Кайданов Владимир Иванович – 1838 – выпускник ЦС лицея IX курс (IX класс, золотая медаль), сс в отставке, управляющий отделением Гос.банка в Тифлисе. Умер 18 декабря 1896 года.
  55. Кайданов Николай Иванович (1821-1894) — окончил ЦС лицей (1839), переводчик МИД, чиновник деп. таможенных сборов. Сын И. К. Кайданова
  56. Капгер Иван Христофорович (1806-1867) — окончил ЦС лицей (1823), тайный советник. Специалист по военной юриспруденции
  57. Карамышев Модест Дмитриевич – 1823 — года выпускник ЦС Лицея (офицер гвардии), полковник в отставке, служил в ЛГ Кирасирском полку, был Порховским уездным предводителем дворянства. Умер в селе Зубове Псковского уезда в 08.11.1880
  58. Карбоньер Лев Львович – 1836 – VIII выпуск ЦС лицея (XIV класс), Губернский секретарь в отставке, состоял при канцелярии Военного министерства
  59. Келлер Дмитрий Егорович – 1826 — года выпускник Царскосельского лицея IV курс (IX класс, большая золотая медаль), нс., был чиновником для иностранной переписки при Военном министре. Умер 2-го августа 1839 года.
  60. Киов Александр Михайлович – 1839 – выпуска, X курс Царскосельского лицея (IX класс), нс, Тихвинский уездный предводитель дворянства. Умер в СПб 20 февраля 1873 года
  61. Кирилин Андрей Николаевич – 1841 — XI выпуск Царскосельского Лицея (IX класс), тс, состоял при МИД.Умер в СПб 20.09.1886
  62. Княжевич Максим Дмитриевич – 1841 — XI выпуск Царскосельского Лицея (XIV класс), шталмейстер, чиновник особых поручений министерства Финансов. Умер в Тамбове в 1894 г.
  63. Козельский Михаил Иванович – 1826 — года выпускник  IV курс (XII класс)
  64. Колемин Александр Иванович – 1835 – VII выпуск (IX класс, серебряная медаль), дсс, состоял при МинФине. Умер в имении Алексеевском, Малоархангельского уезда, 7 января 1898 года.
  65. Кондоиди Григорий Владимирович – 1841 — XI выпуск (IX класс), тс, Тамбовский губ. предводитель Дворянства. Умер в Тамбове,1894 г.
  66. Кондратьев Сергей Алексеевич – 1823  вып. (офицер армии). Умер в 1823 году по окончанию экзаменов, перед актом выпуска.
  67. Коншин Михаил Афанасьевич – 1839 вып., X курс (IX класс), сс, был чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири. Умер 19 июля 1902 года (24 августа 1895 года.?)
  68. Корнилов Александр Алексеевич
  69. Корсаков Николай Александрович – 1817 вып. (IX класс, серебряная медаль), ттс, секретарь посольства в Риме. Умер во Флоренции 26 сентября 1820 года.
  70. Корф Юлий Фёдорович барон – 1826 — года вып. IV курс (IX класс, серебряная медаль), камергер, дсс., предс. СПб коммерческого суда и Почётный мировой судья СПб уезда. Умер в Ц.С. 23 мая 1876 года.
  71. Костенский Константин Дмитриевич
  72. Костливцев Сергей Александрович – 1835 – VII вып. ЦС Лицея (IX класс), тс, состоял при Мин.Фине. Умер 25 января 1887 года. 
  73. Коцебу Карл Евстафиевич – 1826 вып.  IV курс (IX класс, серебряная медаль), дсс., состоял в ведомстве Азиатского департамента МИдел. Умер 9 июня 1896 года.
  74. Кочетов Разумник Акинфиевич – 1839 – вып., X курс (IX класс), дсс, был нач. архива Морского министерства. Умер в СПб 27.10.1863
  75. Криднер Рихард Владимирович – 1841 — XI выпуск (XII класс), генерал-майор запаса, нач. Курляндского губ. жандармского управления
  76. Крузенштерн Платон Иванович – 1832 – VI выпуск (XII класс), клс, ст. член Рижской таможни. Умер в Риге 12 декабря 1867 года.
  77. Крюков Аркадий Петрович – 1841 — XI выпуск (XIV класс), нс, хранитель рукописей и библиотекарь Московского главного архива
  78. Кузнецов Владимир Иванович – 1839 – выпуска, X курс (IX класс, серебряная медаль), стс, чиновник особых поручений МНП, был воспитателем и преподавателем латинского языка в Императорском Александровском лицее.
  79. Лаксман Александр Афанасьевич - 1835 — VII выпуск ЦС лицея (XIV класс), дсс в отставке, был генеральным консулом в Лиссабоне
  80. Липгардт Александр Александрович - 1823 -  года выпускник Царскосельского лицея (офицер гвардии), полковник в отставке, служил в Лейб-гвардии Кирасирском полку.
  81. Лихонин Семён Семёнович - 1832 — VI выпуск Царскосельского лицея (IX класс, серебряная медаль), Тайный советник, Управляющий Гос. Комиссией погашения долгов, умер 6 апреля 1867 года.  
  82. Ломоносов Сергей Григорьевич
  83. Макаров Пётр Николаевич - 1832 — VI выпуск Царскосельского лицея (XII класс), кс в отставке, служил в Департаменте торговли МинФина.  
  84. Мартынов Александр Иванович - 1823 -  года вып. ЦС лицея (X класс), дсс. в отставке, чиновником особых поручений при Наместнике ЕИВ в Царстве Польском.
  85. Мартынов Аркадий Иванович (1801-1850) — вып. первого выпуска 1817 г. (Х класс), сын И. И. Мартынова, крестник Сперанского. Служил в министерстве народного просвещения. Умер 2 мая 1850 года.
  86. Марченко Александр Васильевич - 1835 - VII выпуск Царскосельского лицея (XII класс), сс, правитель канцелярии 1-го департамента министерства Государственных имуществ. Умер в СПб в сентябре 1857 года.
  87. Марченко Пётр Васильевич - 1839 — выпуска, X курс ЦС (XII класс), дсс, чиновником особых поручений при министре НП. Умер 29.12.1891
  88. Маслов Дмитрий Николаевич (1796 (1799?) — 1856) — окончил ЦС лицей в один год с Пушкиным. Служил в комиссии по сооружению Храма во имя Христа Спасителя в Москве, азартный карточный игрок.
  89. Матюшкин Федор Федорович
  90. Мертваго Дмитрий Дмитриевич - 1835 — VII вып. ЦС лицея (X класс), дсс, Обер-прокурор VII департамента Правительствующего сената. Умер в Москве 26 октября 1864 года.
  91. Мертваго Николай Дмитриевич - 1826 -  вып. ЦС лицея IV курс (офицер гвардии), сс., член Московского отделения Мануфактурного совета министерства Финансов. Умер в Казани.
  92. Местмахер Николай Фёдорович - 1826 -  вып. ЦС лицея IV курс (офицер гвардии), капитан в отставке, участвовал в обороне Севастополя. Умер в Бресте 13 июля 1855 года.
  93. Мещерский Александр Васильевич (1810-1867) — князь, вып.1829, перевел на французский язык несколько произведений А. С. Пушкина, шталмейстер.Умер в 1901 году.
  94. Мещерский Платон Васильевич князь - 1836 — VIII выпуск Царскосельского лицея (XII класс). Служил в МВД
  95. Миклашевский Павел Михайлович - 1836 — VIII выпуск Царскосельского лицея (IX класс), дсс, почётный мировой судья Екатеринославского уезда. Умер в Ницце 6 января 1893 года.
  96. Микулин Ларион Васильевич - 1820 — вып. ЦС лицея (офицер гвардии), служил в Лейб-гвардии Преображенском полку
  97. Миллер Карл Карлович - 1826 -  года выпускник Царскосельского лицея IV курс (офицер армии), кс., был Нижнедевицким Окружным начальником.
  98. Миллер Павел Иванович (1814-1889) - окончил лицей 15 годами позже Пушкина 1832 — VI выпуск (IX класс), посылал поэту книги и журналы из лицейской библиотеки , дсс, служил в Почтовом депортаменте.  
  99. Митусов Пётр Степанович - 1829 -  года вып. V курс (X класс), тс. в отставке, попечитель Мариинского приюта для взрослых слепых девиц. Умер в СПб 26 февраля 1901 года.
  100. Молчанов Николай Николаевич - 1820 — вып. ЦС лицея (IX класс), служил в Департаменте Духовных дел Иностранных вероисповеданий.
  101. Муравьёв Александр Николаевич - 1836 — VIII выпуск Царскосельского лицея (IX класс, серебряная медаль), Камергер, дсс, управляющий Смольненскою казённую палатою. Умер 28 февраля 1885 года
  102. Нарышкин Лев Кириллович - 1826 -  года выпускник ЦС лицея IV курс (XII класс), дсс., член совета МинФин; умер в СПб 19.09.1855 
  103. Неелов Иван Петрович - 1829 -  года вып. ЦС лицея V курс (XII класс), кс, служил в Собственной Е.И.В. канцелярии. Умер в 1832 году.
  104. Неклюдов Василий Николаевич - 1823 г. выпускник ЦС лицея (офицер армии), поручик в отставке, служил в Сибирском уланском и ЛГ Гусарском полках. Умер в имении Ржевка, Корочанского уезда  29 сентября 1859 года.
  105. Неклюдов Василий Сергеевич — 1838 г. вып. ЦС лицея IX курс (IX класс), Камергер, дсс, предс. комиссии о перестройке Благовещенского собора в Москве, управляющий Имп.Московскими театрами, состоял при МИД.  Умер в Москве 30 сентября 1880 года.
  106. Неклюдов Пётр Сергеевич — 1836 — VIII выпуск ЦС лицея (XIV класс), Камергер, дсс. Умер в СПб 1864 г.
  107. Немании Андрей Федорович - 1841 - XI выпуск ЦС Лицея (IX класс, золотая медаль), нс, служил в Морском министерстве, был воспитателем и преподавателем русского языка в Императорском Александровском Лицее.
  108. Николаи Александр Павлович
  109. Нумерс Август Федорович (?- 1831), учился в Лицее, но курс не окончил и поступил на военную службу, членом декабристского общества не был, но присутствовал на тайных совещаниях
  110. Нумерс Алексей Фёдорович - 1829, вып. V курс (X класс), тс., управляющий двором ЕИВ ВКн Екатерины Михайловны. Умер в мае 1887 года.
  111. Нумерс Логгин Фёдорович - 1820 — вып. IX класса, сс, Председатель Тифлисской палаты Уголовного и Гражданского Суда
  112. Оболенский Виктор Андреевич - 1841 — XI вып. IX класса (серебряная медаль), сс, чиновник особых поручений при главном управлении Западной Сибири.
  113. Оболенский Константин Андреевич - 1841 — XI выпуск (IX класс), кс, служил в министерстве государственных имуществ.
  114. Оболенский Михаил Александрович, князь - 1841, — XI вып. (IX класс), тс, статс-секретарь, сенатор. Умер 6.03.1886 в Москве
  115. Оде-де-Сион Александр Карлович - 1836 — VIII вып. (XII класс), сс, управляющий
  116. Озеров Александр Петрович - 1835 — VII вып. (IX класс), Обер-гофмейстер, действительный член совета Императорского человеколюбиваго общества. Умер в Царском Селе 19 июля 1900 года.
  117. Озеров Сергей Петрович - 1826 -  вып. IV курс (офицер гвардии, серебряная медаль), генерал от инфантерии, Почётный опекун, был директором 2-го Московского кадетского корпуса.Умер 2 октября 1884 года. 
  118. Омельяненкео Николай Яковлевич - 1841 — XI вып.  (X класс), ка, служил в Военном министерстве.
  119. Орлай-де-Карво Михаил Иванович - 1820 — вып. (XII класс), генерал-лейтенант.
  120. Павало-Швейковский Доримедонт Николаевич - 1832 — VI вып.  (IX класс), служил в министерстве Юстиции.  
  121. Парланд Иван Иванович - 1829 -  года вып. V курс, капитан в отставке, служил в ЛГ Гусарском ЕВ полку. Умер в Англии в 1870-х годах.
  122. Пащенко Константин Семёнович - 1832 — VI вып. (XII класс), кс в отставке, Старший столоначальник департамента Горных и Соляных дел. 
  123. Пащенко Николай Семёнович - 1826 вып. IV курс (IX класс), дсс., состоял при Московском военном генерал-губернаторе.
  124. Пейкер Александр Иванович - 1829 вып. V курс (офицер гвардии), полковник в отс., служил в ЛГ Гренадерском полку.
  125. Подлинев Сергей Николаевич - 1820 — (офицер гвардии, серебряная медаль), служил в Гвардейском Генеральном штабе.
  126. Поздняк Иван Дмитриевич - 1820 — (X класс), служил в Департаменте Министерства Народного Просвещения.
  127. Попов Михаил Николаевич - 1823 -  (XII класс), служил в МинФинансов.
  128. Потапов Пётр Львович - 1829 -  V курс (IX класс, серебряная медаль), нс. в отставке
  129. Принтц Густав Густавович - 1841 — XI  (IX класс), дсс, присяжный поверенный округа СПБ судебной палаты, СПб.
  130. Пущин Иван Иванович
  131. Рашет Владимир Антонович – 1829 V курс (офицер гвардии), генерал-майор, командир Лейб-гвардии Сапёрного батальона. Умер в августе 1855 года.
  132. Рашетт Иоганн Яков (Иван Карлович) (1804 – 1865), выпускник 1823 г., сын Ж.-Д. Рашетта, тс, сенатор
  133. Реймерс Алексей Евстафьевич – 1829  вып. V курс (IX класс, серебряная медаль), служил в МинФине
  134. Рейнбот Павел Антонович – 1832 – VI выпуск Царскосельского лицея (IX класс), сс, Сенатор, служил в СПб почтамте экспедитором иностранной корреспонденции. Умер 1880 году.  
  135. Рейтерн Михаил Христофорович
  136. Ренекампф Павел Андреевич – 1835 – VII выпуск Царскосельского лицея (IX класс), дсс, в отставке, был агентом министерства Финансов по мануфактурной части в Берлине.  
  137. Ржевский Николай Григорьевич (1800-1817) - лицеист первого выпуска, принимал участие в издании лицеских журналов. (офицер армии), служил в Изюмском Гусарском полку. Через несколько мясецев после выпуска погиб. 
  138. Ритмейстер Александр Вильгельмович – 1826 IV курс (офицер гвардии), служил в мин-ве ГосИмуществ. Умер в 60-х годах.
  139. Рихтер Александр Борисович (180?-1859) — 1826, IV курс (IX класс), камергер, дсс., Чрезвычайный посланник и Полномочный министр в Брюсселе. Умер 16 апреля 1859 года.
  140. Рихтер Борис Борисович – 1835 – VII курс (IX класс), Камер-юнкер, служил в министерстве Финансов. Умер в 1844 году. 
  141. Рихтер Константин Борисович – 1823 вып. (офицер гвардии), полковник в отставке, служил в Лейб-гвардии 5-й Артиллерийской батарейной роте.
  142. Романов Олег Константинович
  143. Ромберг Александр Фёдорович – 1829, V курс (офицер гвардии), дсс. в отставке, был заведующим отдела иностранной корреспонденции Петербургского почтамта.Умер в СПб 15 января 1887 года.
  144. Руктешель Роман Карлович – 1829 вып. V курс (IX класс, серебряная медаль), дсс. в отставке,  был директором СПб Сохранной Казны.
  145. Савич Николай Иванович – 1820 вып. (IX класс, серебряная медаль),  директор Одесского Попечительного о тюрьмах Комитета. Умер в Одессе 28-го мая 1892 года.
  146. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  147. Теплов Иван Горигорьевич -1838 вып. IX курс (XII класс), служил в канцелярии Военного министерства. Умер в 1844 году.
  148. Тизенгаузен Александр Павлович, граф, 1829 вып. V курс (офицер гвардии), флигель-адъютант, полковник в отставке, служил в Кавалергардском и Владимирском уланском полках. Умер в городе Ревель 21 декабря 1884 года.
  149. Убри Сергей Павлович - 1823 —  (IX класс, золотая медаль), состоял при миссии в Мадриде.
  150. Угрюмов Александр Иванович - 1820 — (IX класс), служил в Московских Департаментах Правительствующего Сената.
  151. Ульяновский Юлиан Семёнович - 1823 - выпускник Царскосельского лицея (IX класс), состоял при комиссии, учреждённой при архиве Коллегии Иностранных дел.
  152. Усов Дмитрий Степанович - 1836 -  VIII курс (XII класс), служил в МИДе.
  153. Усов Фёдор Степанович - 1839 - X курс (XII класс), кс, в отставке, был 3-м переводчиком департамента внешних сношений МИДа.
  154. Фаминцын Александр Андреевич – 1829 — V курс (офицер гвардии), служил в ЛГ Е.В. полку. 
  155. Фаминцын Сергей Андреевич – 1823 —  (офицер гвардии), сс. в отставке, был пом. управляющего СПб таможнею. Умер в СПб 14 марта 1879 года.
  156. Филимонов Николай Иванович – 1839 –  X курс  (XII класс), нс, заседатель Ярославской палаты гражданского суда
  157. Философов Александр Павлович – 1832 – VI выпуск  (XII класс), нс, помощник производителя дел общего присутствия Провиантского департамента Военного министерства. 
  158. Фон – дер – Ховен Иван Романович – 1829 -  V курс (офицер гвардии), полковник,  служил в ЛГ Гренадерском полку.
  159. Фитингоф Рихард Павлович фон, барон – 1841 — XI курс (XII класс), полковник. Умер в Лифляндской губернии в 1890 г.
  160. Фрейганг Василий Васильевич (1816-1898) —  (1836), тс
  161. Фролов Федор Степанович (181?-1853) —   (1829), сс, камергер Двора Е.И.В, его отец С. С. Фролов служил инспектором Царскосельского лицея (1814-1817). 
  162. Ханыков Николай Владимирович (1819-1878) — тс,  (1836), служил в канцелярии Оренбургского и Самарского генерал-губернатора, участник Хорасанской научной экспедиции, член Русского, Лондонского, Берлинского, Итальянского, Венгерского георгафических обществ.
  163. Ханыков Николай Дмитриевич (180?-1861) —  (1820), тс, почетный опекун московского опекунского совета.
  164. Ханыков Яков Владимирович (181?-1862) —  (1835), тс, камергер Двора Е.И.В., служил в министерстве внутренних дел, в 1849-1851 читал лекции по делопроизводству в Александровском лицее, первый секретарь РГО, автор трудов по статистике. Друг  М. Е. Салтыкова-Щедрина. 
  165. Харитонов Алексей Александрович
  166. Харламов Михаил Николаевич — 1820 — (офицер гвардии), полковник в отставке, служил в ЛГ Гренадерском и Тульском пехотном полк
  167. Харламов Николай Николаевич - 1832 — VI выпуск (IX класс, серебряная медаль), дсс в отставке, служил во 2-м департаменте министерства Государственного имущества.
  168. Хвостов Алексей Николаевич - 1836 — VIII курс (IX класс, золотая медаль), кс, был Ржевским уездным предводителем дворянства и депутатом от Орловской губернии при комитете по устройству быта крестьян. Умер в селе Воронце, Елецкого уезда, 8 ноября 1887 года
  169. Ховен Иван Романович фон дер (1812-1881) —  (1829), (офицер гвардии), полковник., генерал, офицер Отдельного Кавказского корпуса, кавказовед, историк.
  170. Цеа Василий Андреевич - 1839 — выпуска, X курс ЦС лицея (IX класс), дсс, сенатор, член совета Императорского Александровского лицея. Умер в СПб 24 декабря 1906 года.
  171. Чарныш Михаил Николаевич – 1820 –  (IX класс, серебряная медаль), был столоначальником Департамента разных Податей и Сборов.
  172. Чевати Константин Степанович (1811-1862) — (1829), V курс (IX класс, золотая медаль), сс, дипломат. Генеральный консул в Ливорно. Умер 28 июня 1862 года.
  173. Челяев Михаил Егорович – 1839 – X курс (X класс), тс, управляющий таможенным округом на Кавказе и за Кавказом. Умер в Тифлисе 6 ноября 1878 году.
  174. Чертков Дмитрий Александрович – 1841 — XI вып.  (IX класс), камер-юнкер, кс, Тарусский уездный предводитель Дворянства. Умер за границей.
  175. Шабельский Ахиллес Павлович – 1820 – (X класс), состоял Секретарём миссии в Филадельфии. Умер в Харьковской губернии в Святых горах в 1856 году.
  176. Шванебах Христиан Антонович – 1829 —  V курс (IX класс, золотая медаль), тс., чиновник особых поручений при Е.И.В. Принце П.Г. Ольденбургском, директор СПб сберегательной кассы. Умер 18 мая 1872 года.
  177. Шторх Константин Андреевич – 1832 – VI выпуск (XII), сс, служил в Мин. Финансов. Умер в СПб 2 февраля 1870 года.
  178. Шторх Николай Андреевич – 1835 – VII выпуск (XII класс), дсс, Статс-секретарь, почётный опекун, товарищ главноуправляющенго IV отделения СЕИВ канцелярии. Умер в СПб 12 декабря 1877 года.  
  179. Штофреген Александр Кондратьевич – 1832 – VI выпуск (XII класс), Камергер, дсс, управляющий генеральным консульством в Амстердаме. Умер 7 февраля 1844 года. 
  180. Эйхен Василий Николаевич – 1832 – VI выпуск (IX класс, золотая медаль), сс, служил в Мин.Имп.Двора. Умер в 1846 году.  
  181. Энгельгардт Владимир Егорович – 1829 вып. V курс (IX класс). дсс, член Московской комиссариатской комиссии.
  182. Юдин Павел Михайлович
  183. Юревич Нил Степанович – 1835 – VII выпуск (IX класс), дсс, управл. питейно-акцизным сбором в Смоленской губернии. Умер 22 февраля 1871 года. 
  184. Яковлев Михаил Лукьянович
  185. Яхонтов Александр Николаевич
  186. Яхонтов Пётр Васильевич – 1820  (X класс), служил в Департаменте Мин.Юста. Умер в СПб 04.10.1858 

 

Программа Лицея

Первые три года — начальный курс — включали предметы старших классов гимназии, кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук, но был введен особый курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений». В него входили: чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Последующие три года — окончательный курс — содержали предметы университета. Но разделения на факультеты в Лицее не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давая энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», в которых, как гласит лицейский устав, «заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, по¬нятия об устройстве гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Отсюда «многопредметность» лицейского курса, в чем нередко видели недостаток лицейской программы.

Модест Корф писал: «… до самого конца, для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические». Однако «многопредметность» не была просчетом организаторов Лицея, они сознательно разработали столь обширную программу, учитывая, что России нужны не узкие специалисты, а универсально подготовленные деятели. Проводимые в жизнь реформы требовали людей с широким кругозором и разносторонним образованием.

Из трех элементов воспитания — физического, умственного и нравственного — внимание европейских педагогов долгое время было приковано исключительно к умственному. Образовать юношество в Лицее означало не только дать им необходимые знания, но и соответствующим образом воспитать их.

Один из параграфов устава Лицея гласил: «Само собой разумеется, что Российская история должна занять предпочтительное место». Особое внимание к российской истории в лицейской программе неслучайно. Частные учебные заведения и иностранцы, занимавшиеся домашним обучением, не ставили своей задачей вызвать у учеников интерес к родной стране. Иностранные воспитатели, «не стыдясь, печатали в газетах объявления, что будут учить нас любви к отечеству, приверженности к вере и государю. Вместо того… внушали детям неуважение к родителям, и если не презрение, то полное равнодушие ко всему русскому и сочувствие ко всему иностранному.

Лицейское воспитание, лицейский способ учения прежде всего должны были способствовать развитию национального самосознания, воспитанию гражданственности, патриотизма. Великому служению отечеству учили на примерах знаменитых мужей прошлого, жизнь и деяния которых всегда должны быть примером. «Особенно должно остановлять внимание на деяниях великих людей и заставлять воспитанников пересказывать их, указуя между тем им испытанные отличительные черты каждого характера».

Трудно представить, но в программах гимназий отсутствовал родной язык и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы. В Лицее же изучение русского языка и словесности начиналось с первого года обучения. Уважение к родному языку, к русскому слову тоже способствовало развитию патриотических чувств.

И сегодня поражает, сколь обширна была лицейская программа: одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории – всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трёх западных), языки – латинский, русский, французский, английский, немецкий, а ещё – психология, логика, география и все точные науки… И никто не жаловался на перегрузки, поскольку обучение в классах чередовалось с уроками танцев, фехтования, верховой езды, гимнастики. Лицеисты росли здоровыми, ловкими, закалёнными. Их жизнь была одухотворена девизом Лицея: «Для общей пользы».

Знание не рассматривалось как самоцель. Главным было воспитание хорошего человека. Таким был в ХIХ веке государственный заказ. Все были согласны в том, что хороший человек и со скромными познаниями принесёт пользу Отечеству, а бездушный и бессердечный себялюбец, да ещё образованный и облечённый властью, может послужить лишь погибели родной страны.

Учителя Лицея

От учителя Лицея в особеиности требовалось кроме обширных познаний в науках и языках примерной жизни. В учителя избирать людей, «знаииями и нравственностью заслуживающих общее доверие», «сверх прочих требуемых от них по должностям их достоинств, дабы они совокупно руководит юношество добрыми своими примерами и наставлением». Повышенное внимание к нравственности учителей объясняется тем, что Лицей — закрытое воспитательное учебное заведение. В Лицей были направлены лучшие студенты первого выпуска Педагогического института.

В лицейском уставе говорилось не только о том, чему надо учить, но и как учить. Общее направление всего лицейского обучения раскрывается в главе «Способы учения», первый параграф которой гласил: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Цель лицейского обучения заключается не только в обогащении воспитанников знаниями. Профессора должны были развить умственные способности воспитанников, научить их мыслить.

Лицейское обучение не походило на университетские лекции. Если задача профессора университета — как можно лучше прочесть лекцию, не заботясь о том, насколько его слушатели усвоили материал, то в лицейском обучении главное — результат, главное, чтобы воспитанники поняли урок, присвоили себе объясняемую мысль».

Общие правила «Способа учения» в уставе помогали тому, что каждый профессор по своему предмету действовал в соответствии с этими указаниями, и все вместе они стремились к достижению общей цели — дать воспитанникам широкое образование, научить их мыслить, помочь развитию спообностей.

Большое место в жизни учебного заведения отводилось директору. Он — хозяин Лицея. В его обязанности входило личное наблюдение за учебным процессом, за воспитанием юношей и за всем лицейским хозяйством. Директор должен иметь обширные и глубокие познания в науках и языках, чтобы правильно оценить и искусство профессора, и успехи воспитанника. Это должен быть в высшей степени высоконравственный человек, чтобы личным примером воспитывать юношей.

Под ближайшим начальством директора находились надзиратели, впоследствии названные инспекторами. Один осуществлял порядок учебный и нравственный, другой следил за хозяйством. Очень многое в лицейской жизни зависело от директора. По тому, кто займет эту должность, можно было судить, какое направление примет новое учебное заведение.

В отличие от университетов лицейский устав ограничивал права самоуправления, ставя Лицей в непосредственное подчинение министру народного просвещения, который должен лично наблюдать за всем происходящим в учебном заведении, требуя от директора постоянных отчетов, касающихся учебной и хозяйственной деятельности. Лицей находился под особым покровительством самого императора.

Вроневский Николай Иванович – Директор Царскосельского лицея 1840-44 года и 1844-1853 года Александровского, генерал-лейтенант

 

 

 

  • Чачков Василий Васильевич – Надзиратель по учебной и нравственной части Царскосельского лицея 1813-14 года, ка.

  • Фролов Степан Степанович – Надзиратель по учебной и нравственной части ЦС лицея 1814-16, подполковник. инспектор ЦС лицея 1816-17 года, подполковник

  • Наставники Лицея

Архангельский Василий Михайлович – адъюнкт-профессор, нс и кавалер, (ум. 1828 ), похоронен на Кузьминском кладбище

Врангель Егор Васильевич

Карцов Яков Иванович

Кошанский Николай Федорович,

Куницын Александр Петрович,

Теппер де Фергюссон Вильгельм Петрович,

Чириков Сергей Гаврилович

 

 

 

Лицей вобрал в себя все лучшее, что было в частных закрытых школах и чем отличались государственные школы, соединяя «удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения». Царскосельский Лицей был особой школой. И не случайно возглавил эту школу философ-гуманист, дипломат и ученый Василий Федорович Малиновский

 

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея.

После церемонии открытия государь и гости осмотрели Лицей. Государь остался доволен светлыми просторными помещениями новой школы. Министр народного просвещения граф Разумовский был награжден орденом Святого Владимира I степени.

Лицеисты порой становились такими же шалопаями, как их современные сверстники. Так, 17 октября 1814 года пирушка, устроенная в Лицее, едва не закончилась печально для его участников. В центре скандала оказались самый старший из них — Иван Малиновский, самый большой — Иван Пущин и самый знаменитый — Александр Пушкин. Они взяли на себя вину за затею выпить “гогель-могель”. В пушкинскую табель было записано: “Из резвости и детского любопытства составляли напиток под названием “гогель-могель”, который уже начали пробовать”.  Деткам уже было не менее 15 лет, а резвость они проявили завидную.

Как рассказывал Пущин: “Достал бутылку рома, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, кроме нас, были и другие участники, но они остались за кулисами по делу, а, в сущности, один из них, именно Тырков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот после ужина всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное”.

Будь жив скончавшийся в тот год первый директор лицея Василий Малиновский, отец одного из героев, дело не покинуло бы стен лицея. Но исправлявший эту должность австриец Федор (Фридрих) Гауеншильд, педагогом не являвшийся, но близкий к высоким чинам и подозреваемый в шпионской деятельности на австрийское правительство, донес министру народного просвещения графу Алексею Разумовскому.

Зачинщиков наказали: две недели они должны были стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы, их поместили на последние места за столом, а имена занесли в черную книгу, записи в которой должны были учитываться при выпуске лицеистов. Фактически это означало черную метку при приеме на государственную службу. Этот случай был единственным в истории лицея, к счастью, не имевшим последствий. Проказники были не просто хулиганами, Пушкин, например, откликнулся стихотворением “Пирующие студенты”, в котором дал яркую характеристику своим друзьям: “товарищ милый, друг прямой” - это про Пущина, “повеса из повес, на шалости рожденный, удалый хват, головорез, приятель задушевный” — про Малиновского. По-настоящему пострадал уволенный дядька-слуга Фома Лысаковский, который помог лицеистам раздобыть ром. Юные воспитанники постарались его поддержать, собрав для него деньги.

12 мая 1820 года занятия в Лицее были прерваны пожаром. От здания остались одни стены. На другой день после пожара император Александр I в беседе с Е. А. Энгельгардтом говорил, что все в здании Лицея, включая живопись, должно быть восстановлено в прежнем виде. Эта работа была поручена опытному архитектору В. П. Стасову.

Главным делом жизни преподавателя Лицея Александра Петровича Куницына стала работа над книгой "Право естественное", первая часть которого была опубликована в 1818 г. Директор Лицея Е.А. Энгельгардт собирался преподнести "Естественное право" Куницына Александру I, поэтому книга поступила на рассмотрение Ученого комитета Главного комитета Главного управления училищ. Мнения об этой книге у членов комитета были полярными: восторженная оценка принадлежала академику Н. Фуссу, но члены Ученого комитета Д.П. Рунич и граф И.С. Лаваль, напротив, обвинили Куницына в якобинстве, попрании религии и монархии. Теория естественного права, которую он излагал в своих лекциях и учебнике, характеризовалась в заключении совета как ложное учение, ибо в ней происхождение верховной власти доказывалось не от Бога, а от естественных условий жизнедеятельности людей. Победило мнение "охранительное", и в итоге в конце февраля — в марте 1821 г. учебник "Право естественное" был изъят из обращения и запрещен, а Куницын в том же году уволен из Лицея. 

1832 год стал для Лицея эпохой преобразований. Поводом для них прежде всего стало закрытие в 1829 году  Благородного Лицейского пансиона, учебного заведения, открытого в 1814 году с целью подготовки учеников для поступления в Лицей.

15 января 1829 года впервые после вступления на царствование Лицей и пансион посетил император Николай I. Император остался недоволен состоянием «младшего брата Лицея». Дело в том, что пансион в младших классах готовил для вступления в Лицей, в старших — был высшей школой наравне с Лицеем. Окончившие пансион пользовались одинаковыми правами с лицейскими при поступлении в военную службу, выходившие же в гражданскую — получали на чин ниже. И большинство выпускников пансиона избирали военную службу. На это и обратил внимание Николай I. В письме к начальнику Лицея цесаревичу Константину он писал: «Мне кажется, что цель этих двух учреждений начинают терять из виду. Первоначально они были предназначены — первое для приготовления учеников ко второму, а это последнее — для приготовления молодых людей в государственную службу, что весьма существенно и в чем мы терпим недостаток; с тех пор то, что только было терпимо, сделалось любимою карьерою, и большинство молодежи предпочитает военную службу, что и естественно. Пансион, вместо того, чтобы приготовлять воспитанников Лицею, содержит их в шесть раз больше и сделался жалким дубликатом Лицея, имея его недостатки и никаких достоинств».
 
Последствия сказались весьма скоро: 23 февраля 1829 года было объявлено высочайшее повеление — состоящий при Императорском Лицее Благородный пансион упразднить. Лицеем император остался доволен: «Надеюсь,— писал он Константину,— что с Божьей помощью… ученики, подобные выпущенным во вкусе Энгельгардта, не будут более выходить из Лицея».
 
Однако и Лицей затронуло это посещение: отныне Лицей должен был выпускать своих питомцев только в гражданскую службу и комплектовать состав отличнейшими воспитанниками Санкт-Петербургского университетского благородного пансиона.
 
С упразднением пансиона Лицей столкнулся с большими трудностями. Если лицеисты находились на государственном обеспечении, то пансионеры существовали исключительно на суммы, вносимые на их обучение родителями. Более того, пансион своими суммами поддерживал Лицей. С закрытием пансиона Лицей лишился финансовой поддержки. Пострадали и лицейские профессopa, которые одновременно являлись и преподавателями пансиона, лишившись половины заработка. И если в Петербурге можно было найти частные уроки, то в отдаленном Царском Селе это было сделать невозможно. 

Учитывая это, новый главный начальник Лицея Великий князь Михаил Павлович докладывал государю: «Императорский Лицей сравнительно с издержками, употребляемыми на него правительством, равно как с потребностями гражданского управления империи в чиновниках образованных, выпускает воспитанников в гражданскую службу весьма ограниченное число — 25 человек через каждые три года: почему, желая усилить способы высшего гражданского образования, не вовлекая правительство в новые через сие издержки, Его Высочество предполагал бы увеличить Лицей воспитанниками, долженствующими содержаться на иждивении их родителей».

Положением от 28 июня 1832 года к 50 казеннокоштным (т. е. обучающимся за счет государства) к воспитанникам в Лицее прибавилось 50 своекоштными (обучающихся за свой счет). Так как количество обучающихся возросло, решено было учредить четыре п.остепенных класса. И курс учения стал делиться на начальный и окончательный по три года в каждом, как было до сих пор, а на четыре по полтора года в каждом. Низший был первым, а старший, выпускной — четвертым. Высшие два класса составляли старший возраст, два другие — младший. Принимается решение об уничтожении маленьких комнат лицеистов, на 4-м этаже делают перепланировку и создают общую спальню, как это было принято в других учебных заведениях. Для младших воспитанников отводятся помещения на первом этаже, где потолки были ниже, окна меньше. Но самое главное — произошло резкое изменение в составе воспитанников: младший курс пополнился своекоштными учениками, "которые, поступив прямо из своих семейств, принесли с собой самые разнохарактерные понятия и привычки".

Торжество в Царскосельском лицее Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия Лицея.

 

Однако самая значительная, коренная, переме­на произошла в лицейском здании после перевода учебного заведения в Петербург. В 1843 году давно предсказываемое перемещение состоялось. В этом году на праздновании лицейской годовщины в учебном заведении присутвовал Модест Андреевич Корф, сорокатрехлетний член Государственного совета, воспитанник первого курса. На другой день после праздника он сделал в своем дневнике запись: «20 октября 1843 года. Вчера праздновал Царскосельский Лицей 32 года своего существования. Царскосельский,— увы! уже не долго; занимаемое им во дворце помещение при недостатке в Царском Селе квартир для свиты предполагается собственно обратить  в эти квартиры, и государь объявил, что переводит Лицей в Петербург… Вчера присутствовал я при открытии и закрытии его в этих стенах, мне так  грустно было на них смотреть, будто я разлучаюсь с чем-то родным...» И действительно, Лицей для  большинства воспитанников стал родным домом. И сколько раз приезжали они сюда, чтобы вновь проститься со своей юностью.

Я. К. Грот подтверждает слова Корфа о том, что одна из главных причин перевода Лицея в Петербург — недостаток помещений «для приема лиц, имеющих приезд ко двору»: «… ближайший повод дал занимавший много лет должность управляющих Царским Селом генерал Захаржевский, который давно недолюбливал лицеистов. Говорят, что после крещения покойного государя наследника Николая Александровича Захаржевский воспользовался тем обстоятельством, что для всех приглашенных лиц высочайшего двора недоставало мест в дворцовых зданиях, и представил, что на будущее время необходимо расширить помещения на такие торжественные случаи, а для этого нельзя обойтись без флигеля, занимаемого Лицеем».

6 ноября 1843 года последовал приказ, данный Сенату, «О введении Царскосельского Лицея в общее устройство гражданских учебных заведений», в котором говорилось: «Признав за благо находившийся временно в военном ведомстве Императорский Царскосельский Лицей ввести по-прежнему в общее устройство гражданских учебных заведений, повелеваю: 1) Причислить этот Лицей к заведениям под личным моим надзором находящимся по IV отделению Собственной моей канцелярии. 2) Главное оным заведование поручить принцу Петру Ольденбургскому. 3) Высшее сие училище переименовать в Императорский Александровский Лицей и переместить из Царского Села в Санкт-Петербург, в здание, занимаемое ныне Александрийским сиротским домом; здание же в Царском Селе занимавшееся возвратить в дворцовое ведомство».

По поводу перевода Лицея в Петербург Е. А. Энгельгардт писал Пущину: «Скажу тебе лицейскую новость: Царскосельского Лицея не стало; Лицей переведен сюда, на Петербургскую сторону, в здание Александрийского сиротского дома, и называется Александровским Лицеем под главным начальством принца Ольденбургского. За последнее — спасибо; он человек благонамеренный, доброжелательный и любит дело образования юношества, как видно по учрежденной им школе правоведения, которая очень хороша. И Лицей у него, верно, будет хорош, да все-таки нашего Царскосельского Лицея не стало. Жаль! Он, право, был хорош и полезен».

 

После отъезда Лицея (историю здания читайте в статье)

Во время приготовлений к празднованию 50-легия Лицея в 1861 году его библиотекарь И. Я. Селезнев по приглашению юбилейной комиссии занялся разработкой лицейского архива и создал сначала материалы по истории Лицея, а затем довольно подробный очерк, основываясь главным образом на официальных документах. В Александровском Лицее открылся первый пушкинский музей в России, где было собрано немало бесценных материалов по истории первого периода существования учебного заведения. Бывшие воспитанники Я. К. Грот, В. П. Гаевский, Д. Ф. Кобеко, Н. А. Гастфрейнд стали публиковать лицейские материалы, в первую очередь документы пушкинского выпуска.

 

В 1899 году вся Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина.

В Александровском Лицее была создана специальная комиссия по участию учебного заведения в праздновании юбилея поэта. Среди многочисленных предложений, поступивших в комиссию,— ознаменовать день рождения поэта, 26 мая, общим посещением здания Царскосельского Лицея. Однако это предложение не было поддержано, поскольку здание использовалось как жилой дом и массовый приезд лицеистов мог обеспокоить живущих в нем людей. Лицеисты также предлагали получить разрешение на установление на лицейском здании в Царском Селе памятной пушкинской доски, но, как оказалось, вопрос о памятной доске уже был возбужден дворцовым ведомством. В юбилейные дни на здании Лицея была открыта мемориальная доска «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817».

26 мая 1899 года вблизи лицейских стен, в садике, в так называемой бывшей ограде, где Пушкин и его друзья провели немало свободных часов, состоялась закладка памятника великому русскому поэту.

1910200-летие Царского Села

24 июня 1910 года в Царском Селе торжественым богослужением в городском Екатерининском Соборе началось празднование 200-летия города. К этому юбилею была приурочена большая выставка, посвященная прошлому и настоящему Царского Села. В придворном манеже разместился раздел «Народное образование», в котором особое место отводилось Императорскому Лицею. Материалы, рассказывающие о царскосельском периоде учебного заведения, были предоставлены Александровским Лицеем. Среди них — портреты лицеистов, ученические рисунки Пушкина и его товарищей, документы, рассказывающие о жизни воспитанников первых курсов.

1911 — 100-летие Императорского Лицея

Всего на 100 лет моложе Царского Села был Императорский Лицей, и 19 октября 1911 года начались торжества по случаю его юбилея. Один из памятных дней —11 января 1912 года — приезд воспитанников Александровского Лицея в Царское Село. По царской ветке железной дороги в специальном, экстренном поезде они прибыли «на родину юбиляра». Подойдя к зданию бывшего Лицея, воспитанники выстроились вдоль Садовой улицы, и при криках «ура» были сдернуто покрывало со второй мемориальной доски из белого мрамора, укрепленной на здании, где золотом вырезаны слова: «В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский Лицей». Автор мемориальных досок архитектор А. Р. Бах, им же было определено и место ее установления. Затем состоялось возложение венков к памятнику Пушкина в Лицейском саду.

Князь Олег Константинович Романов к 100-летию Лицея осуществил факсимильное издание рукописей А.С. Пушкина

"Петербургский листок" писал:

"С 11 января началось празднование 100-летия Александровского лицея. 11 января все лицеисты во главе с попечителем Ермоловым выезжали в Царское Село. Открытие мемориальной доски. Роскошный завтрак а ля фуршет с шампанским от императорского двора. Юбилейный спектакль в Мариинсокм театре. «Евгений Онегин» (на слова покойного лицеиста Пушкина). Участвовали Больска, Славина, Панина, Собинов и др. Ложи и партер заняты бывшими лицеистами. Прибыл Император. Лицеисты в парадных мундирах снимались в лучших фотографиях. Ежедневно по курсам собираются в ресторанах «Кюба», «Денона», «Контана», «Пивато», «Медведе». 13 января бал в Императорском Александровском лицее. Более 3000 приглашенных. Лицей эффектно декорирован. Красотою и роскошью убранства, многолюдством, изяществом туалетов дам и царившим во все время непринужденным весельем едва ли не затмили все балы настоящего сезона. 15 января бывшие лицеисты собрались в зале Дворянского собрания на товарищеский банкет. Присутствовал Ермолов. По окончании трапезы начался концерт."

2011 год  Празднование 200-летие Императорского Лицея  

 

Источники:

  1. Михайлова Л.Б. Царскосельский Лицей и традиции русского просвещения. СПб., 2006.
  2. Павлова С.В. Пушкинский Лицей. Путеводитель. — СПб.: Паритет, 2004.- 192 с. -ил.
  3. Павлова С.В. Императорский лицей в царствование Александра II // Александр II и его эпоха: К 140-летию со дня восшествия на престол. Материалы I Царскосельской конференции. СПб.1995. С.44-52;
  4. Руденская (Балашова) С.Д. Царскосельский Александровский Лицей: 1811–1917. СПб. 1999;
  5. Фонд Александровского лицея  в РГА — насчитывает более 4800 дел (с 1811 по 1917 г.), включающих журналы правления Лицея и Хозяйственного комитета, списки воспитанников и учителей, документы о преподавателях и воспитанниках, принадлежащих к тайным обществам.

 

 

Еще статьи о Лицее:

 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 66287 просмотров
Комментарии (3)
Владислав # 12 октября 2010 в 22:11 +1
очень познавательно.Интересно.
регина # 8 декабря 2010 в 19:37 +1
спасибо большое. мне очень понадобилось для презентации!!!
Антонина Рябюхина # 26 января 2012 в 20:21 +1
Благодарю за нужную и полезную информацию.