Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельский практический лесной институт (1803-1812 гг)

Лесная реформа 1798 - 1803 гг.

В течение всего XVIII в. продолжалось начатое при Петре I обследование лесов с составлением описей и ландкарт, действовало лесное законодательство, утверждалась частная собственность на леса. К концу столетия значительная часть доступных лесов Европейской России оказалась уже закрепленной между отдельными лесопользователями: в 1764 г. появились монастырские и церковные леса архиерейских экономий, в 1765 г. кроме заводских, фабричных и помещичьих лесов возникли и колонистские леса вокруг их поселений, в 1785 г. выделены городские леса, в 1786 г. - крестьянские, в 1798 г. - арендные и старостинские. С 1765 г. началось генеральное межевание земель. Манифест о вольности дворянству (1782) освободил дворян от обязательной, в том числе и вальдмейстерской, государственной службы и снял запрет Петра I на рубку находящихся в их собственности корабельных лесов.

С 1782 г. разрабатывается проект "Устава о лесах". Хозяйственные правила его, подготовленные акад. Палласом, были введены в действие с 1786 г. Они предусматривали деление лесов Европейской России на три полосы - северную, или полночную (15 губерний), срединную (23 губернии) и южную, или полуденную (4 губернии) и были специфичными для каждой из них.

Все это вместе взятое привело к необходимости лесной реформы в России, которая и последовала в течение 1798-1803 гг. Только в течение 1798-1800 гг. было издано 47 лесных указов Павла I. Они коренным образом изменили не только управление лесами, но и существенно ускорили приведение их в известность, заложили новые основы ведения лесного хозяйства, пользования лесами и пр. Последовавшие в 1801-1803 гг. еще 29 указов Александра I завершили эту реформу.

В 1798 г. вместо вальдмейстеров по рекам учреждаются должности обер-форстмейстеров по губерниям и форстмейстеров по округам в них. При этом утверждаются и новые специальные инструкции - обер-форстмейстерская и форстмейстерская, значительно расширяющие и детализирующие права и обязанности форстмейстеров. В них, в отличие от обер-вальдмейстерской инструкции 1723 г., подчеркиваются обязанности не только по сохранению корабельных лесов, но и по организации и проведению описей всех лесов по губерниям, составлению карт лесов, соблюдению "Общих правил о лесах" (хозяйственные правила из проекта "Устава о лесах"), лесовосстановлению и лесоразведению.

Первым директором Лесного департамента был назначен генерал-кригс-комиссар адмирал Осип Михайлович ДЕРИБАС (1749- 1800). В 1803 г. губернское лесное управление в России уже было представлено 42 обер-форстмейстерами и 16 унтер-форстмейстерами. Статус же Лесного департамента окончательно был определен и расписан в высочайше утвержденном 11 ноября 1802 г. проекте "Устава о лесах".

Штат Лесного департамента и губернского лесного управления предусматривал укомплектовать их "по собственному удостоинству или по аттестатам и предоставлениям гражданских губернаторов... людьми, в лесном деле знающих", для чего требовалась аттестация претендентов на форстмейстерские должности. Однако оказалось, что и аттестовать-то их некому. Правительство пришло, наконец, к сознанию необходимости подготовки лесных специалистов и учреждения для этого лесных учебных заведений для рациональной постановки лесного хозяйства на научную основу, хотя бы в более или менее близком будущем.



Учреждение и деятельность Царскосельского практического лесного института


11 ноября 1802 г. последовало утверждение проекта "Устава о лесах", п.19 которого гласил: "Лесному департаменту поручается учредить в надлежащих местах школы для образования и научения людей в лесоводственных науках" (Полный свод законов, т. ХХVII, №20506).

Избрание места для учреждения первого специального лесного учебного заведения и разработка проекта его организации были поручены курляндскому дворянину Фридриху-Казимиру фон Штейну. По мнению акад. Карла-Людвига Ивановича Габлица, директора Лесного департамента (1803-1809), это был "практический сельский хозяин... во всех частях сельского хозяйства довольно опытен, управлявший более 30 лет в Курляндии арендными имениями, а потому и знания его в лесоводстве более относятся к сему краю" 

Ф.-К. фон Штейн представил министру финансов "Сравнительный план лесоводства и земледелия", в котором отметил необходимость подготовки специалистов, "имеющих познания о лесах и экономии" и изложил требования к месту нахождения будущего учебного заведения, в том числе и наличие 20-30 квадратных верст (1276-3414 га) пространства земли с лесами, пашнями и лугами на почвах разного рода на расстоянии от столицы от 20 до 30 верст, план обучения воспитанников и пр.:

Практическое лесоводство и земледелие имеют столь тесную между собой связь, что без ощутительного вреда не могут быть отделены друг от друга, а потому, если нужны средства к произращению существующих уже лесов или к заведению новых, то для сего нужно избрать людей, имеющих познание о лесах и экономии, а равно и о самом месте, дабы со всею точностию и правильно определить какого рода лес должен быть посажен, посеян и возращен с лучшим успехом и пользою.

1 Для сего нужно избрать человека, приобретшего чрез долговременные опыты познания в лесоводстве и также несколько лет упражнявшегося в науке земледелия вообще и во всей ее подробности, присоединяя к нему одного секретаря, который умел бы говорить и писать по-русски и по-немецки, с тем, чтобы зимою имели они свое пребывание в столице, а в летнее время - в близком селении в расстоянии от столицы по большей мере от 20 до 30 верст. Знание практической геометрии и механики для сего необходимо, дабы посредством сих наук можно было избирать и приготавлять лучшие и способнейшие инструменты. Человеку, соединяющему в себе все упомянутые познания, весьма легко будет в течение года заняться обучением двадцати и более молодых людей, когда к ним определено будет и достаточное число работников.
2. Самые необходимые и удобнейшие средства есть следующие. В селении иди избранном для сей школы необработанном месте требуется пространство по крайней мере от 20 до 30 квадратных верст; оно должно быть отчасти гористое и просекаемо двумя речками и более, которые в летнее время не высыхали бы; нужно иметь также посредственные луга, а пашни земли должны быть сколько возможно различного свойства, и наконец, потребен небольшой лес. Таково должно быть положение и природы избираемого места для лесной и экономической школы.

Директор Лесного департамента Габлиц считал, что учреждение такого учебного заведения по плану фон Штейна потребовало бы значительных расходов, а потому предложил ему рассмотреть возможность учреждения лесного отделения при уже существующей в Царском селе Школе практического земледелия.

Вскоре фон Штейн представил "Примерный образец для учреждения лесной школы" в зданиях школы земледелия, ее штат, возможные расходы и даже недельный учебный план:

"Окрестность Царского Села, по близости к нему экономической школы, представляет весьма удобное и весьма выгодное место для заведения там же и лесной школы, не только без малейшей какой-либо помехи в успехах первой, но напротив к ее пользе, так как сии оба заведения в разсуждении предметов своих в теснейшей находятся связи. От сего произойдет первая и весьма ощутительная выгода та, что не нужно никаких особых строений, ибо там довольно остается незанятых зданий. Сверх того, находятся там в довольно близком расстоянии большие леса, где можно делать опыты порядочной лесной экономии.

.. Ваше сиятельство по своим знаниям в сем предмете то же самое заключить изволите, уважив происходящие от того следствия, которые по мере расходов всегда остаются полезными.

Необходимые издержки заключаются в следующих статьях:

  1. на мое содержание ежегодно две тысячи рублей;
  2. на книги, бумагу, экономические орудия и их починку - тысяча рублей, в которых отдается отчет;
  3. на проезд в Курляндию и обратно для доставления оттуда для школы инструментов и других земледельческих снарядов в надлежащем порядке - 600 рублей;
  4. квартира и дрова зимою в городе, а летом в деревне;
  5. как я еще весьма худо знаю по-русски, то и потребен секретарь или переводчик, который вел бы счеты и преподаваемые мною ученикам уроки мог им толковать по-русски; а после можно будет дать сие место отличившему себя ученику;
  6. нужных рабочих людей можно заимствовать от экономической школы или всякое лето нанимать 6 человек: для работы довольно 4 или 6 волов, и
  7. корм на 4 лошади, пока не будет сенокоса на даче, принадлежащей лесной школе.

По сему плану от 10 до 20 молодых людей с пользою могли бы упражняться, а после число оных можно будет и умножить. Науки же следующим образом имеют быть преподаваемы, для уроков и лесных упражнений полагая 4 дня в неделю.

1. В каждый рабочий день один час преподаются познания о разных родах дерев и их свойствах.
2. Один час о качестве земли и климата, о болотных и сухих лесах.
3. Три часа обрабатывание земли для засева леса и усадьбы и, ежели время позволит, заниматься работою.
4. Час на познание, каким образом распределять лесосеки и для различения, какие леса рубить и какие для большего роста оставлять должно.
5. Два часа на разведение чужестранных дерев, как-то американских и других сортов.
6. Пятый день должно определить на упражнение в познаниях к весьма нужной практической экономии, а особливо в разсуждении изсохших деревьев и имеющего остаться после их пустого места.

Эти два документа, переведенные с немецкого на русский язык, достаточно характеризуют первого директора Царскосельского лесного института Ф.-К. фон Штейна как практика - управителя сельскохозяйственными имениями.

Однако Департамент уделов, ведавший школой земледелия, не дал согласия на соединение ее с учреждаемою лесною школою "по неудобству совместить два заведения различных ведомств и по недостатку земли для практических занятий"

В связи с этим Министр финансов граф А.Н. Васильев предложил учредить лесную школу поблизости от столицы в Царскосельском зверинце и представил царю на утверждение проект "Положения для учреждения в Сарском Селе практического лесного училища", высочайше утвержденый 19 мая 1803 г. Из этого Положения видно, что "цель училища сего должна состоять в том, что бы ближайшими средствами приобрести знающих в лесоводстве людей, кои бы с вящею пользою могли быть употребляемы при лесном управлении нежели нынешние чиновники..." . И для этого предписывается, чтобы все наставления, до сохранения и развития лесов и до прочих частей лесоводственной науки относящиеся, преподаваемы были отчасти теоретически, а более на самом деле" .

В Положении определены и главнейшие предметы обучения:


1) ботаническое и технологическое познание всех родов дерев, в России растущих, а особенно северному климату свойственных;
2) познание почвы, для каждого рода приличнейшей;
3) возраст, коего должны иметь деревья при употреблении их на разные надобности и рубке оных;
4) различные способы к разведению вновь лесов, как на вырубленных местах, так и на тех, где лесов не бывало;
5) разделение лесов на лесосеки;
6) оценка разделенных на лесосеки лесов или вычисление могущей от них быть пользы, соображаясь с пространством и занимаемой ими площади и с ростом дерев;
7) практическое измерение лесов и сочинение им планов;
8) расчистка лесов под пашни и сенокосы, где необходимость того требует, с меньшим для них вредом и с наблюдением хозяйственных при том правил;
9) экономические от лесов доходы от сидения смолы и дегтя, жжения угольев, приготовления поташа и пр. и
10) лесная бухгалтерия".

Как видно, набор специальных дисциплин был достаточно обширным, хотя и своеобразно регламентированным. В переводе на современные учебные дисциплины, он включал :

  1. ботанику,
  2. дендрологию,
  3. почвоведение,
  4. лесную таксацию
  5. и лесоустройство,
  6. лесоводство,
  7. лесные культуры,
  8. экономику,
  9. побочные пользования
  10. и лесную бухгалтерию.

Отсутствие общетеоретических и вспомогательных дисциплин, получивших впоследствии широкое благотворное развитие, объяснялось тем, что, согласно п. 7, контингент обучающихся надо было комплектовать "отчасти из вольноопределяющихся, а отчасти из гимназистов и студентов Императорского Московского университета" не моложе 18 лет, чтобы после выпуска из училища они могли сразу занимать должности по лесному управлению. Все это дало основание считать, что Царскосельское лесное училище было высшим учебным заведением. Поступающие в него уже должны были иметь общее образование, не ниже среднего, в гимназиях или Московском университете.

Штат учреждаемого практического Лесного училища устанавливал наличие одного наставника (или директора), лесного землемера, рисовальщика, переводчика, 20 студентов или учеников, в том числе на первый год не менее 10, и 7 чел. обслуживающего персонала.

Чтобы приохотить студентов Московского университета и гимназистов поступать в Лесное училище, для них устанавливались определенные льготы в присуждении им чинов согласно Табели о рангах. Лесному училищу полагалось иметь собственную библиотеку "из лучших о лесоводстве писателей", а также инструменты, карты и описания лесов по губерниям. Порядок обучения предоставлено решить наставнику с обязательством ежемесячно докладывать директору государственных лесов "о всех упражнениях и успехах обучающихся". В конце учебного года устраивались публичные испытания.

Занятия в училище начались в октябре 1803 г. На принятых 12 чел. учащихся было определено 3 преподавателя. Срок обучения был 4-летний. Директор-наставник училища-института Ф.-К. фон Штейн уже в 1803 г. был пожалован чином коллежского асессора, а впоследствии – чином надворного советника (уволен с работы 15 января 1811 г. за слабым здоровьем).

Местность зверинца в Софии оказалась настолько болотистой, что для заведения лесных питомников пришлось уже в 1804 и 1805 гг. произвести осушку, строить плотины, дороги и пр. И все же зверинец был совершенно непригодным и неприспособленным для нормальных даже по тому времени практических занятий. Именно поэтому распоряжением Лесного департамента уже с 1805 г. воспитанников посылали в Лисинское казенное лесничество для различных упражнений, в том числе и для снятия лесов на план.

В январе 1806 г. директор Лесного департамента К.-Л. И. Габлиц дал воспитанникам Лесного института для руководства специальные правила из 15 пунктов, дополненные и ужесточенные в мае того же года.
"Правила, кои в Царскосельском лесном училище имеют быть наблюдаемы и на коих директор онаго училища наипаче основываться должен.

1. Каждый желающий пользоваться в оном училище преподаванием должен представить достоверное свидетельство как о прежнем его роде жизни, так и поведении своем.
2. Никто не находясь на собственном содержании определенного для испытания в оном училище времени не должен быть помещен в комплект, исключая только такой случай, когда кто отличные рекомендации имеет.
3. Всякий ученик должен в 8 часов по полуночи быть одет; в летнее же время, смотря по обстоятельствам учения, и ранее, о чем долженствует накануне вечером им быть извещено.
4. С 8 до 9 часов утра и с 12 до второго часа в полдень позволяется каждому ученику испрашивать объяснения у директора или просить о своих надобностях.
5. С 9 часов утра до 12 часов полудня должны все ученики заниматься учением, кое преподается в классах. а те, кои по разделении принадлежат к другому классу, должны в оное время в комнатах своих слышанное проходить и чтоб один другому не мешал.
6. С 12 до 3 часов по полудни суть часы для отдохновения, и в оное время должен быть стол.
7. С 3 до 6 часов по полудни суть часы для упражнения в науках, и никто не должен быть в сие время праздным.
8. Буде кто во время часов, назначенных к упражнению, будет праздным или же праздностью своею воспрепятствует в оном другим или вообще найден будет в таком месте, куда он не принадлежит, то таковой арестуется.
9. Буде кто сделается больным, тот должен немедленно о том объявить старшему сего училища.
10. Старшему сего училища, как равно и дежурному, позволяется днем во всякое время в комнаты воспитанников входить, ибо их долг есть смотреть за занятиями прочих и их увещевать, почему и за малейший неблагопристойный противу их поступок должно виновного как за преступления противу начальства штрафовать.
11. Об отпуске в Санкт-Петербург должно две недели заранее письменно просить, с прописанием истинной надобности такового отпуска.
12. В вышеозначенные часы для упражнения не позволяется никому ни под каким видом (разве только когда кто действительно болен) быть вне класса, как равно и иметь в оное время выход из училища.
13. Просрочение позволенного отпуска куда бы то ни было штрафуется за первый раз арестом на столько времени, сколько просрочено, за второй раз вдвое, а за третий раз продолжается арест на хлебе и воде до тех пор, пока выйдет на присланный по такому случаю рапорт от высшего начальства решение.
14. Дабы за невежество непослушных поступать по строгости, должно каждый раз нанимать нужный караул на счет арестованного и из жалованья его вычитая платить.
15. А как нередко от отпуска в церковь чинится злоупотребление, то сим предписывается, чтобы ни под каким видом отлучка из училища долее продолжения литургии не была; для лучшего порядка должно одному из отпущенных в церковь воспитанников препоручено быть над прочими наблюдение.

Наконец делается отношение каждому на п. 5 Положения Лесного училища, чтобы строжайшее повиновение (без всяких оговорок) директору Лесного училища от всех ему подчиненных чинимо было".
Эти правила внутреннего распорядка для первых учащихся, однако, не установили надлежащего порядка в Лесном училище. 30 мая 1806 г директор Лесного департамента Габлиц специальным письмом фон Штейну вынужден был предписать более строгие правила:

"Неоднократные случившиеся происшествия и учиненные дурные поступки со стороны находящихся под Вашею директориею воспитанников, между коими есть самые развратные, особенно в недавнем времени в Софийском трактире случившиеся происшествия, показывают ясно, до какой степени распутства некоторые из означенных учеников достигли, а потому я нахожу за нужное Вам следующие строгие правила, в добавление Вам уже данных, предписать, с препоручением оные всем и каждому из тех воспитанников объявить.

1. Поскольку Лесное училище состоит из трех классов, то должен в каждом из оных быть назначен один старший, который имеет наблюдение над прочими учениками, как во время преподавания, так и в комнатах их, сверх того, должен Ваши приказания в точности исполнять и за поведение ему подведомственных учеников ответствовать.
2. Буде кто противу старшего окажет себя непослушным, таковой за первый раз увещевается к поправлению выговорами, за второй арестуется на хлеб и на воду, а за третий представляется к выключке.
3. Никто из воспитанников не должен без ведома и позволения Вашего из училища отлучаться или выходить, но каждый имеет о надобности своего выхода объявить старшему, а оный обязан о том докладывать Вам. Кто сие постановление нарушит, штрафуется за первый и второй раз арестом на хлеб и на воду, а за третий раз представляется к выключке из училища.
4. Употребление горячих напитков запрещается наистрожайше всем воспитанникам как в самом училище, так и вне оного. И ежели кто из них осмелится таковые напитки иметь у себя в комнате, тот за первый раз остается под арестом на хлеб и на воду на три дня, а за второй раз представляется к выключке. Буде же кто из воспитанников пойдет в трактир или другое какое подобное сему место, дабы там пить и в том будет обличен, таковой должен в то же самое время быть арестован и прислан сюда к выключке.
5. Всякий зачинщик ссор со своими товарищами или посторонними, как в самом училище, так и вне оного, смотря по свойству ссоры, за первый и второй раз арестуется на хлеб и на воду, за третий же раз, или смотря по важности преступления уже и за первый раз представляется к выключке.
6. А как неповиновение противу начальства не иначе как законопротивное преступление принято быть может, то те, кои такое преступление учинят, так же не иначе как по законам штрафованы быть имеют. И так, буде кто из воспитанников осмелится против Вас, как их начальника, малейшее неповиновение оказать, то такового должны в то же самое время сюда под арестом прислать, дабы с ним могло поступлено быть по законам.
7. Буде когда Вы по делам из училища отлучаться имеете, то в отсутствие Ваше должно препоручено быть кому-нибудь из Ваших подчиненных главное смотрение за всем, дабы заведенный порядок не прерывался, к тому, кто Вами назначен будет, должны все прочие чинить повиновение, в противном случае поступать с таковыми как в 6 пункте сказано.
8. В представлениях о выключке которого либо из воспитанников должны его проступки, как равно и все его поведение, ясно показаны быть, дабы оные в даваемом такому Лесным департаментом письменном виде могли в знак его штрафования помещены быть".

Приемы и выпуски в Царскосельском лесном училище (институте) были нерегулярными. В течение 1803-1810 гг. состоялось лишь два выпуска специалистов: первый - в 1807 и второй - в 1810 гг. В 1807 г. училище окончили 8 чел.: Рыбников, Меккерт, Зегебарт, Гольшан, Штенбах, Ошман, Шульц и Векман. Лучшие из них по успехам в теоретических и практических познаниях были определены плантерами в безлесные и ферстерами в остзейские губернии. Векман в 1807 -1810 гг. был ферстером Лисинского казенного лесничества. Самым известным по своей деятельности из первых питомцев Лесного института стал И.И.Шульц, который более 40 лет был главным лесничим уральских горных заводов и отличался разносторонней и чрезвычайно активной деятельностью.

Второй и последний для Царскосельского лесного института выпуск специалистов состоялся в 1810 г. Если в выпуске 1807 г. лишь один из 8 имел русскую фамилию, то в выпуске 1810 г. были одни немцы-россияне.

В 1811 году по случаю перевода из Софии городских учреждений в Царское Село было предложено все казенные здания, находящиеся в Софии, передать инженерному ведомству, согласно высочайшему повелению, объявленному ещё в 1809 г. военным министром графом Аракчеевым. Здания, занимаемые в Софии Лесным институтом, должна была постигнуть та же участь. 4 января 1811 г. последовал приказ министра финансов графа Гурьева о переводе Царскосельского лесного института в Санкт-Петербург в здание бывшей английской фермы.

Одновременно с этим туда же был перемещён и Орловский лесной институт вместе с присоединённым к нему в начале 1810 г. Рижским лесным училищем. 17 июня 1810 г. последовало высочайшее повеление о соединении Орловского лесного института с переводимым в Санкт-Петербург Царскосельским под общим названием Санкт-Петербургского форст-института. Одной из причин объединения лесных институтов был недостаток в квалифицированных преподавателях. Наиболее признанный и способный к тому Ф.-К. фон Штейн просил уволить его со службы по болезни. Чтобы по возможности парализовать недостаток в учебном персонале, не оставалось другого средства, как соединить в одно заведение существующие, тем более, что общее число учащихся едва достигало 30 чел.

В январе 1811 г. Царскосельский лесной институт переведен в Санкт-Петербург на Выборгскую сторону (институт разместился в деревянных постройках старой фермы). После соединения с ним Орловского лесного института (учрежденного в 1808 г. директором Гос. лесов Орловым) назван Форст-Институтом.

Источник:

  • Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия. Страницы истории 1803 – 2003. СПб.: Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия (СПбГЛТА) 2003.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5871 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!