Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

О ЗМЕЕ на царскосельском гербе, ставшей ЗЕМЛЕЮ

 

Новый год обещает принести с собой мудрость, здоровье и жизненные силы – ведь именно эти качества многие народы по традиции приписывают ее символу.

По восточному календарю 2013-й опекает Водяная Змея — мифологический персонаж, куда более благоприятный, чем Черный Дракон, осенявший своими крыльями 2012-й.

На Руси безногих рептилий почитали как символ плодородия. Не случайно слова «змей» и «земля» происходят от одного корня. Серпент всегда отождествлял мудрость, власть и мужскую силу. На Востоке, откуда пришло к нам почитание змеи, она к тому же считалась мистическим существом, несущим любовь, нежность и возрождение. В России эта мудрая тварь успела побывать государственным символом, причем даже сейчас нашла приют на гербах некоторых федеральных ведомств.

Змея в России украшала царские печати и даже деньги, – рассказывает кандидат исторических наук Александр Баранов, специалист по бонистике. – Изображение орла, поймавшего змею, было размещено на денежных знаках генерала Юденича, командовавшего белой армией на северо-западе России. В 1919 году он распорядился напечатать бумажные боны достоинством 25 и 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 25, 100, 500 и 1000 рублей. На оборотной стороне этих купюр имелась надпись, гласившая, что они подлежат обмену на общегосударственные российские деньги в сроки, определяемые Петроградской конторой Государственного банка.

Земноводное на деньгах Юденича означало большевизм. Но, как известно, змея тогда победила орла: поход белых на Петроград провалился. Ну как не воздать хвалу ее живучести, хитрости и мудрости!

Любопытно, что змей – не дракон, а безногий и бескрылый серпент – первоначально красовался в России на царской печати. Ею скреплял свои грамоты Василий II, а потом четверть века пользовался его сын Иван III. На восьмиграннике был изображен лев, терзающий змею. И только после него в конце XV века царской стала другая печать – с всадником, поражающим копьем змея, и двуглавым орлом.
Памятники

Во времена расцвета Российской империи змея снова ухитрилась попасть поближе к великодержавным персонам.

На знаменитом памятнике Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге – «Медном всаднике» работы Этьена Фальконе – рептилия пристроилась под копытом коня. Ее отлили по модели скульптора Федора Гордеева.

На самой вершине Александровской колонны, поставленной в честь Александра I в память победы над Наполеоном перед Зимним дворцом, тоже есть змея — ее попирает крестом бронзовый ангел. Аллегорически этот почти невидимый снизу серпент по замыслу скульптора Бориса Орловского и архитектора Огюста Монферрана означал поверженного Наполеона.

Заметьте, на обоих этих памятниках рептилии изображены не дохлыми, а живыми: все-таки сильно уважали российские цари змеиное племя!

Еще одно подтверждение тому почету –герб Царского Села, официальной загородной резиденции императоров.

 

 

На нем по велению Екатерины Великой нарисовали змею, заглатывающую свой хвост. Этот символ мудрости и вечности недавно вернули на городской герб города Пушкин, как ныне называется Царское Село.

Положение о гербе города Пушкин утверждено Решением Пушкинского муниципального Совета от 25 марта 2010 года №16. В тексте Положения помимо описания и обоснования символики дано и подробное изложение истории герба:

"2. Геральдическое описание и обоснование символики герба

2.1. Геральдическое описание герба:
«Щит четверочастный».
В первой и третьей части — в червленом (красном) поле золотой коронованный вензель императрицы Екатерины I.
Во второй и четвертой частях — в пурпурном поле российский государственный орел времен императрицы Екатерины II: черный, с золотыми клювами и лапами и червлеными (красными) языками, увенчанный тремя императорскими коронами, из которых средняя больше, держащий в правой лапе серебряный факел, горящий золотым пламенем; в левой лапе – серебряный якорь о двух лапах (без поперечного бруса на анкерштоке), рымом (кольцом) вниз. На груди орла — овальный лазоревый (синий, голубой) щит c серебряным четырехконечным равноконечным крестом с расширяющимися концами окаймленный золотой змеей, проглатывающей свой хвост.
2.2. Описанный в п. 2.1. настоящего Положения герб является большим гербом муниципального образования город Пушкин. Малым гербом муниципального образования является исторический герб (утвержденный в 1831 г.) города Царское Село (без дополнительного элемента- императорской короны поверх щита). Геральдическое описание малого герба: “В червленом (красном) поле золотой коронованный вензель императрицы Екатерины I”.
2.3. Толкование символики герба:
Герб учрежденного 1 января 1779 года уездного города Софии был утвержден уже 7 мая того же года императрицей Екатериной II: "На пурпурном поле двуглавый черный орел, имеющий на груди в голубом поле серебряный крест, окруженный змеею, в одной лапе держит якорь, в другой — светильник".

Змея — символизирует мудрость, вечность, жизнь, здоровье, землю и плодородие, покровительство, защиту, целительство и обновление.
Факел — символ огня, света, жизни, правды, разума.
Якорь — символ надежды, безопасности и прочности.
Золото — символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность.
Серебро — чистота помыслов, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Червлень (красный) — символ жизнеутверждающей силы, мужества, самоотверженности, праздника, красоты, солнца и тепла.
Пурпур- символ власти, благородства, достоинства, славы и почета.
Чернь (черный) — символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия.
Лазурь (синий, голубой) — символ красоты, любви, мира, возвышенных устремлений.

В Полном Собрании Законов Российской Империи уже вместо слова “змеею” используется “землею”. Создатель этого герба — герольдмейстер Александр Андреевич Волков. Цветное изображение герба города Софии приведено в гербовнике 1887 года ).

На рисунке клюв и лапы у орла — золотые, глаз — белый с черным зрачком. В описании герба сделано исправление: слово "землею" исправлено на "змеею". Это подтверждает опечатку, допущенную в Полном Собрании Законов Российской Империи.

Змея в геральдике имеет традиционное значение государственной мудрости, вечности, а использование здесь слова “земля” нелогично (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М. 2004. С. 157.; Иванов К. А. Флаги государств мира. М. 1971. С. 11).

На цветном рисунке, помещенном в знаменитом гербовнике Рейтерна (1887 г.), золотая змея обрамляет со всех сторон синий овальный щит с изображением серебряного креста. Голова змеи расположена в верхней части этого щита сомкнута с хвостом (змея образует овал, обрамляющий центральный щит на груди орла). На втором, черно-белом рисунке, расположенном рядом, змея отсутствует, вместо нее на овальном щите изображена кайма.

Справедливость первого изображения подтверждает “Жалованная грамота городу Софии”, а также цветное изображение этого герба в рукописном труде Туманского (Туманский Ф. Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургския губернии, включая народы и селения от времен древних до ныне, расположенный на три отделения с прибавлениями. 1789-1790.

Кстати, на утвержденном недавно официальном гербе Российской федеральной таможенной службы и на гербе ведомства налоговиков рептилии обвивают кадуцей – геральдический жезл. И на эмблемах наших военных медиков тоже есть змея, склонившаяся над чашей. Кстати, учредили этот врачебный символ вскоре после Гражданской войны, так что и при коммунистах мудрый серпент в геральдике пригодился.

А крылатая рептилия с герба Российской империи официально в царские времена именовалась «змеем». Ведь поражающий ее всадник взят из древней рукописи, которая называется «Чудо Георгия о змие». Только при Ельцине, составляя новый герб, геральдисты на западный манер переименовали змея в дракона и узаконили это в Конституции. Но на старинных иконах святой Георгий поражает копьем бескрылого гада. Может, уже потом людская молва приписала побежденному способность летать?

В христианстве змеи тоже занимают почетное место. На самых торжественных богослужениях мы можем видеть резных рептилий на посохах патриарха и епископов. Режиссеры при телевизионных трансляциях специально показывают их получше, озадачивая неискушенных зрителей. Ведь на первый взгляд это кажется странным – украшать церковные атрибуты какими-то ползучими гадами. Ан нет, оказывается, в этом скрыт глубокий мистический смысл!

– В Евангелии приведены слова Христа, в котором он призывает: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (От Матфея, 10:16), – поясняет диакон Петр Пахомов, сотрудник синодального отдела Московского патриархата. – В православии змей одновременно считается символом мудрости и символом искушения, ведь враг рода человеческого обольстил Еву, приняв образ змея.

В житиях святых описано несколько случаев победы над гигантскими рептилиями. Святой Сильвестр, папа римский, изгнал из пещеры змея, пожиравшего людей. Есть предание о том, как в Антиохии мощами Иоанна Крестителя – его пальцем – был убит водяной змей, терроризировавший народ.

А на иконах змею часто рисуют на чаше Иоанна Крестителя как символ мудрости. Ну и на посохах христианских иерархов издревле изображаются рептилии в качестве знака учености и знания. Они есть и у католиков, есть в армянской апостольской церкви, есть и у православных епископов. На посохе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла тоже вырезаны змеи.

Есть чудо со змеями, которое происходит каждый год на греческом острове Кефалония: в праздник Успения Богородицы в местный храм сползаются гады со всей округи, но не кусают никого. Так что у змей заслуг немало: и на деньгах, и на памятниках, и на царских печатях, и на патриаршем посохе побывали.

… Примем к сведению: Змея – знак 2013 года – символ вполне благоприятный.

Источники:

Рейтинг: +1 Голосов: 1 4038 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!