Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Дневник Осиповой. Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны

 

Анна Наринская.

Рецензия на книгу "Свершилось. Пришли немцы!" Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны

Издатель: Росспэн

 

 

Несмотря на довольно большое количество работ, посвященных советскому коллаборационизму во время войны, эта проблема все равно остается в культуре своего рода зоной стыдливости — одной из немногих в довольно всеядном российском историческом сознании. Книга "Свершилось. Пришли немцы!" эту стыдливость скорее не развеивает, а заставляет более отчетливо почувствовать, осознать. Сделавших ее историков Олега Будницкого и Галину Зеленину интересует определенный тип сотрудничества русского населения с немцами — не ради выживания или карьеры, а сознательный, "идейный". В книге — два главных текста, оба написаны работниками пронацистских русскоязычных газет: воспоминания Владимира Самарина и "Дневник коллаборантки" Лидии Осиповой. Ради последнего и стоит в первую очередь читать этот том.

Осипова (настоящая имя — Олимпия Полякова), интеллигентная, антисоветски настроенная женщина лет под сорок, встречает войну в Пушкине и описывает ее практически подневно — вплоть до эвакуации с редакцией газеты "За Родину" в Берлин в июне 1944-го. Описывает — с болью и тревогой, но одновременно с изрядным ехидством и редкой горделивостью — ожидание немцев, все тяготы оккупации, голод, обстрелы, казни и постепенное вовлечение в функционирование оккупационного аппарата. Главная ее идея: врага можно заставить работать на себя — как в мелких вещах, так и в высоком, политическом смысле. Нацисты должны избавить Россию от большевиков, и долг русского населения — как можно больше им в этом способствовать. А там уж будет видно.

Осипова — не большой писатель, но рассказчик интересный. И, что важно, не совсем честный. Начать стоит с того, что это не вполне дневник. Машинопись относится к началу 1950-х, когда Осипова была уже в эмиграции. Комментаторы раскрывают многие ее подтасовки и недомолвки, но даже невооруженным глазом видно, что текст этот писался во многом ретроспективно или по крайней мере сильно дорабатывался. Цель этих доработок — отчасти обелить себя, придать своей истории некий высший смысл. Это делает "Дневник коллаборантки" интереснейшим документом не только истории войны, но и своего рода переписывания памяти, попытки превращения запятнавшейся Поляковой в чистую Осипову.

В дневнике Осипова пытается показать коллаборационизм как идеологический выбор, следствие искреннего русского патриотизма, когда любой враг "дорогой и любимой власти" становится союзником. Но невозможно сказать, когда это — описание синхронных чувств, а когда — попытка позднейшего самооправдания. При этом ее стратегия самовыгораживания как бы не совсем выработана. Переписывание себя постоянно дает сбои. В одном месте Осипова рассказывает, как они с мужем украли и продали роскошный ковер, в другом — хвалится, как благородно они отдали в управу случайно найденные драгоценности погибшей спекулянтки. Она как будто бы метит в существующий текст о выживании в экстремальных условиях, но не может выбрать, где в нем разместиться.

Подобным же образом она колеблется в оценке воюющих сторон: нацисты, при всех их мерзостях, объявляются лучше большевиков, но через некоторое время Осипова заявляет, что даже последние не позволяли себе уничтожать людей настолько механически. Она постоянно пишет об ожидании победы, но чья это победа — остается непонятно: явно не Красной армии, но будто бы и не немцев. Победить должны хорошие люди — не вполне понятным образом. Ее патриотизм, желание во что бы то ни стало "бить в русскую точку", все больше и больше выглядит полной абстракцией (лишь смутно сливающейся с надеждами на армию генерала Власова) — будто бы проектом уже позднейшей антисоветской деятельности в эмиграции. Но именно в неловкости идеологической конструкции, в невольных колебаниях стратегии высвечивается подспудная, затаенная неуверенность невероятно самодовольной рассказчицы. Именно это делает "Дневник коллаборантки" столь любопытным.

 

Коммерсант

Рейтинг: 0 Голосов: 0 337 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!