Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Как сотрудники музея-заповедника «Царское Село» защищали экспонаты в войну

 

В Центральном выставочном зале «Манеж» стартовал музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях - в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе. В музее-заповеднике «Царское Село» рассказали, как  его сотрудники в годы войны защищали экспонаты. Эвакуация музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны имеет огромное культурное значение для пригородных императорских и великокняжеских резиденций Санкт-Петербурга. Сохраненные музейные экспонаты по сей день украшают интерьеры дворцов Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа. Однако не все знают, что за видимой красотой скрывается непосильный труд десятков людей.

 

На фото: сотрудники Александровского дворца-музея. 1938 – 1939 гг.

 

С первых дней войны сотрудники дворцов-музеев города Пушкина приступили к упаковке картин, гравюр, люстр, мебели, которая проводилась одновременно с консервацией архитектурных памятников. Труд был напряженным: в Предцерковном зале Екатерининского дворца и в южной части здания, коллектив сотрудников, в основном женщины, упаковывал в деревянные ящики, грузил и отправлял вглубь страны бесценные коллекции, в первую очередь живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. Коллектив был малочисленный – в первые два месяца войны многие работники музея, экскурсоводы и реставраторы были мобилизованы в армию и на оборонительные работы.

Существовал официальный план эвакуации – по утвержденному списку только 303 экспоната из 72 554 предметов, находившихся в Екатерининском и Александровском дворцах, подлежали эвакуации. Предметы из перечня, разработанного еще в 1936 году, были упакованы всего за два дня, далее, в течение 83-х дней, – упаковывалось все остальное, что удалось спасти. Не хватало ящиков и упаковочной стружки, поэтому использовали сундуки, в которых хранились императорские костюмы и мундиры, а для сохранения хрупких вещей использовали шелковые платья, шарфы и другие предметы туалета, принадлежавшие семье последнего российского императора.

30 июня 1941 г. с первой партией экспонатов уехали А. М. Кучумов и А. М. Кучумова. 6 июля, со второй партией, – Г. Д. Нетунахина. 13 июля, с третьей – З. М. Скобликова.

Экспонаты первой, второй и третьей очереди были отправлены в город Горький, где разместились в здании Областного краеведческого музея. Однако, к октябрю 1941-го Горький превратился в прифронтовой город, участились налеты вражеской авиации.

 

На фото: сотрудники пригородных дворцов-музеев в подвале Исаакиевского собора день годовщины Великой Октябрьской революции 7 ноября 1941 г.

 

8 ноября предметы из пушкинских музеев погрузили в вагоны и отправили в Томск, а оттуда – в Новосибирск.

Работа по упаковке экспонатов четвертой и пятой очереди продолжалась с 15 по 19 августа. Это не было секретом и происходило в условиях, когда прошло большое сокращение штатных сотрудников. В Екатерининском дворце-музее осталось два научных сотрудника, в Александровском дворце-музее – ни одного, и отбор вещей производил непосредственно заместитель директора Т. Ф. Попова и заведующий жилсектором В. И. Иванов, который и возглавил транспорт четвертой очереди из Александровского дворца-музея. Партия была отправлена 20 августа. С пятой очередью в город Сарапул уехала экскурсовод Александровского дворца Е. Н. Матвеева. Партия была отправлена 22 августа.

Шестую партию с 1 по 10 сентября доставляли на грузовых машинах в Исаакиевский собор, куда 16 сентября вечером пришли Т. Ф. Попова, Е. А. ТуроваВ. В. Лемус. 17 сентября фашистские войска заняли город Пушкин.

Еще 15 июля 1941 года Государственный Антирелигиозный музей (б. Исаакиевский собор), Музей истории Ленинграда, Летний сад и Сад МОПРа были соединены в Объединенное хозяйство музеев (ОХМ), директором которого назначили Е. И. Лединкину. Пригородные дворцы также вошли в Объединенное хозяйство; все его сотрудники были переведены на казарменное положение.

Одновременно с созданием ОХМ была создана Дирекция Центрального хранилища с филиалами в городе Горьком (позже – в  Новосибирске) и городе Сарапуле. И. о. заведующего хранилищем в Сарапуле на период перевозки был назначен заместитель начальника УКППЛ В. П. Костин, а с мая 1943 г. – демобилизованный из армии М. А. Легздайн.

В Сарапуле, так же как и в Новосибирске, велась постоянная работа с художественными предметами из дворцов-музеев: ящики распаковывались и составлялись акты о наличии и сохранности вещей; проводилась их профилактическая обработка и контроль за температурой и влажностью. По обеспечению условий хранения музейщиков консультировали специалисты самого высочайшего уровня, например, научный руководитель реставрационных мастерских Государственной Третьяковской  галереи профессор А.А. Рыбников и профессор В.Ф. Левинсон-Лессинг. В Новосибирске, где в здании театра оперы и балета были размещены тысячи экспонатов из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Севастополя и других городов, регулярно организовывались выставки предметов из бесценных коллекций.

В январе 1944 года, вскоре после освобождения Пушкина, была организована первая поездка научных сотрудников пригородных дворцов на родные пепелища. После въезда в Пушкин все замолчали, подавленные увиденным, в гнетущей тишине раздался почти отчаянный вскрик Туровой «Слава Богу, Руина цела!». По иронии, Башня-руина оказалась самой целой руиной в Пушкине.    

Несмотря на сложности, коллективу дворцов-музеев Пушкина вопрос о их будущем мыслился ясно и однозначно. Почти сразу после первой поездки к разрушенным дворцам в январе 1944 г. и. о. директора дворцов-музеев была назначена Е. А. Турова, вместе с которой начала работу по сбору утраченных вещей Е. В. Абрамович, вернулся с фронта и сразу же принялся за аналогичную работу А. И. Черно. Сотрудники, принятые на появившиеся в штате 1944 г. новые должности, –  инвентаризатор-хранитель Л. В. Емина, рабочий по сбору ценностей Е. С. Гладкова, чертежница Н. Д. Алексеева, целиком были подчинены сохранению того, что осталось от дворцов и павильонов и розыску того, что могло быть найдено на территории дворцов и парков.

Из разбираемых свалок строительного мусора выбирались все фрагменты архитектурных элементов (каминов, дверей, резьбы, бронзовой фурнитуры), снимались кальки и прориси, велась фотофиксация. Одновременно те же сотрудники вели работу по подсчету ущерба, нанесенного захватчиками. Параллельно они же вели научно-исследовательскую  работу по сбору материалов к проектам воссоздания убранства сохранившихся залов Екатерининского дворца  и полного восстановления Александровского дворца как историко-художественного музея. Составлялись развернутые планы довоенного убранства двух царскосельских дворцов с отметками об утратах предметов; оказывалась помощь в восстановлении Ленинграда и пригородных музеев. Сотрудники Кабинета графики подбирали иконографические материалы для других проектов, занимались поиском и новым комплектованием книжного фонда. Только в 1947 г.  было обработано 70 тыс. томов книг и 8 тыс. музейных предметов, возвращенных из-за границы. К октябрю 1951 г. в Научно-вспомогательный кабинет Екатерининского дворца было сдано 76 исторических справок и 12 тематических картотек на 2806 карточек с архивными выписками.

Одним из ведущих направлений в деятельности Центрального хранилища стала экспозиционно-выставочная работа. Отдел, занимавшийся подготовкой выставок, возглавила В.В. Лемус. Только на выставке  «Русский художественный фарфор», открывшейся в Церковном флигеле Екатерининского дворца в 1947 году, экспонировалось 2000 уникальных предметов, представляющих огромную художественную ценность.

Решением Совета Народных Комиссаров СССР от 22 мая 1943 года за № 571 Ленинградскому хранилищу с филиалами в Новосибирске и Сарапуле, как обладавшему одной из самых ценных в Советском Союзе художественной коллекцией, было присвоено звание музея категории союзного значения наряду с пятью самыми крупными музеями страны –  Эрмитажем, Третьяковской галереей, московским Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,  московским Музеем новой западной живописи, а также, московским Музеем восточной культуры.

В начале 1944-го встал вопрос о подготовке зданий, где могли бы быть сосредоточены все музейные фонды, подлежащие возвращению из тыла, и временных хранилищ Ленинграда. Из всех зданий, которыми располагало Управление по делам искусств (позднее –  Городской отдел культурно-просветительской работы), наиболее подходящим оказался Александровский дворец в городе Пушкине – единственный сохранившийся из многих  дворцов.

В связи с тем, что в 1944-м не удалось получить подрядную организацию для восстановления кровли дворца, переезд туда всех фондов хранилища был перенесен на 1945 год.  Музейные фонды Новосибирского филиала, возвращенные в Ленинград в декабре 1944-го, временно были размещены в Исаакиевском соборе (фарфор, бронза) и Музее города (живопись, ткани, мебель и графика), а также временном хранилище, снятом в аренду до 1 декабря 1945 года, где были собраны все музейные ценности из других временных хранилищ (Эрмитажа, Академии художеств, Дома занимательной науки и др.).

 

На фото: научные сотрудники А. А. Ельшина, В. В. Лемус и директор музея М. А. Легздайн за упаковкой музейных ценностей перед отправкой из Сарапула в Ленинград. 1945 г.

 

Реэвакуация музейных ценностей из Сарапула происходила непосредственно в Александровский дворец, туда же в 1945-м были перевезены ценности из Исаакиевского собора и Музея города. Итогом этой работы стало создание  музейного фонда, включавшего  свыше 150000 экспонатов.

В 1959-м после проведенных реставрационных работ открылись первые залы Екатерининского дворца, и многие спасенные в войну шедевры вернулись на свои исторические места. Сохранить это национальное  достояние в условиях военного времени оказалось делом очень сложным, поэтому оправдана наша гордость за то поколение музейных работников, которые в далекие сороковые смогли его сберечь для потомков.

 

Автор: хранитель фотонегатеки ГМЗ «Царское Село» Виктория Плауде.

Фото предоставлено ГМЗ «Царское Село».

24 сентября 2018 года

Город+

 

Эвакуация музейных ценностей из г Пушкина (1941-1945 гг.)

Рейтинг: 0 Голосов: 0 351 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!